«Добавленная стоимость» матча

Виктор Лошак — о футбольных комментаторах

За неделю российские болельщики отпраздновали две громкие победы и лишись двух голосов Чемпионата мира: работу на «Первом канале» прекратили Леонид Слуцкий и Василий Уткин. Бывший тренер сборной объяснил это работой с голландской командой, а известный комментатор отказался раскрывать причины произошедшего. О собеседниках и проводниках болельщиков — журналист Виктор Лошак.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Когда-то великий комментатор Николай Николаевич Озеров рассказал мне, как в дотелевизионные времена приходилось выполнять указания свыше и рассказывать радиослушателям не совсем то, что происходило на футбольном поле. Люди у приемников, конечно, могли удивиться: как же так, все 90 минут героически атаковали, а в результате ничья или, того хуже, поражение?

Телезрителя так не проведешь. Экран невероятно усложняет задачу телекомментатора: если ты намерен рассказать мне то, что я и без тебя вижу, то лучше смотреть без звука. Это реклама слепила образ телевизионного болельщика как диванного придурка с полным ртом чипсов. На самом деле это, главным образом, люди много лет следящие за футболом и — уже в силу хотя бы этого — неплохо в нем разбирающиеся. Им не нужно 90 минут перечислять, кто кому передал мяч. Восторг телекомментатора, его эмоциональность звучат иногда тоже глуповато, потому что болельщик — человек критичный, родина и ее футбол не всегда для него одно и то же.

Чемпионат мира еще раз показывает, что ключевым для человека у микрофона становится вопрос, какую, так сказать, «добавленную стоимость» он внес в матч, который люди решились провести с ним вместе?

И в этом смысле игры, проведенные вместе с Леонидом Слуцким, показательны и прекрасны. Интеллигент и тренер, не навязываясь, вел нас будто за кулисы своей профессии, объясняя логику решений наставников, структуру игры, ресурс футболистов… Бесконечно жаль, что основная работа заставила его покинуть комментаторскую кабину.

То, о чем я говорю, легко понять тем, кто и не следит именно за футболом, потому что на нашем спортивном телевидении есть Иоланта Чен в легкой атлетике, Анна Дмитриева и Александр Метревели в теннисе, Владимир Гомельский, Сергей Тараканов и Сергей Базаревич в баскетболе… И это далеко не полный список.

Неудачным совпадением для футбольного чемпионата мира стало и то, что в эти же дни прекратил комментировать для «Первого канала» Василий Уткин — пусть и не такой, как Слуцкий, специалист, но журналист, много лет демонстрировавший нам, что значит ироничный и свободный человек у микрофона. Уметь, как Уткин, вписать футбол в общественную среду – этой степени свободы, мне кажется, наши телекомментаторы вообще лишены.

Не исключил бы, что такая сосредоточенность исключительно на футбольном поле еще и стиль тех, кто руководит спортивными телетрансляциями. Благодаря телеканалу «Матч» за последние годы у нас появилось много новых молодых и задорных комментаторов. Они получили огромный ресурс телевизионного, а значит и нашего времени.

Мы — свидетели игры сразу в разных ее точках: вот игроки готовы выйти на поле, вот мечущийся у скамейки запасных тренер, вот заскучавший вратарь… Режиссеры и операторы действительно продвинулись далеко вперед. Благодаря им мы видим ключевые футбольные эпизоды порой лучше судьи.

Недавно, участвуя в одной из телепередач, известный футбольный журналист Александр Горбунов привел слова Валерия Лобановского, что тренер каждый день занят тактикой и игрой, и таким образом совершенствуется постоянно. А вот футбольные журналисты так ли регулярно осваивают спорт, чтобы потом навязывать стране и миру свои выводы? Сейчас ответ на этот вопрос каждый болельщик находит сам, наблюдая трансляции Чемпионата мира.

Вся лента