«Система мошенничества была, очевидно, очень разветвленной»

Корреспондент “Ъ FM” в Берлине — о продолжении «дизельгейта»

Главу Audi взяли под стражу — Руперта Штадлера задержали в Германии по делу о так называемом «дизельгейте». Компанию Volkswagen, частью которой является Audi, обвиняют в фальсификации данных об уровне выбросов вредных веществ в атмосферу. Подробности ведущей Наталии Боевой рассказал собственный корреспондент «Коммерсантъ FM» в Берлине Олег Зиньковский.

Фото: Michael Dalder/File Photo, Reuters

— Что известно о задержании главы Audi?

— На прошлой неделе у него уже провели обыск и в офисе, и на личной квартире, и это действительно было неожиданно. После этих мероприятий и после того, как были изъяты некие материалы по делу о причастности Audi к «дизельгейту», задержание Штадлера не выглядит спонтанным.

Прокуратура опасается, что, оставшись на свободе, Штадлер мог бы повлиять на ход следствия: уничтожить улики или как-то воздействовать на свидетелей с тем, чтобы скрыть возможную вовлеченность автоконцерна в «дизельгейт» — попытку манипуляции моторной электроникой для того, чтобы занизить данные о потоке выхлопных газов от дизельных двигателей.

— Как продвигается расследование «дизельгейта»? Почему к Штадлеру пришли только сейчас? Ведь других руководителей уже задержали, кого-то уже даже осудили.

— Действительно, одного из членов правления Porsche, например, раньше задерживали. Многомиллиардные штрафы уже были выплачены какими-то определенными немецкими автомобильными концернами, в том числе Volkswagen — «материнской» компанией Audi. Этот «дизельгейт» тянется уже почти три года и охватывает все более и более широкие круги, связанные с немецким автомобилестроением.

По сути дела, практически все лидеры немецкого автомобилестроения оказались так или иначе задействованы в этом скандале, все они использовали нелегальные приспособления для того, чтобы показать машины в тестовом режиме куда более экологичными, чем они были на самом деле. Кажется, «дизельгейт» не коснулся только Opel.

То есть, по сути, концерны добивались укрепления своего положения на рынке и увеличения продаж автомобилей тем, что манипулировали общественным мнением. Обвинение, которое предъявляется к топ-менеджерам, так и обозначается — мошенничество.

Почему только сейчас пришли к Штадлеру? Действительно, эта система мошенничества была, очевидно, очень разветвленной, и, наверное, в той или иной мере концерны знали об этом. Может быть, даже имели место какие-то определенные согласования. Volkswagen и Audi, по сути, — это часть одного большого огромного автомобильного холдинга. Audi — это «дочка» Volkswagen. Частично они использовали одни и те же моторы, производившиеся у каких-то смежников.

Все это вот так постепенно продвигается месяц за месяцем, и скандалы следуют один за одним. Недавно заговорили о Mercedes. Причем, речь шла о манипулировании не только дизельными двигателями микроавтобусов и небольших грузовиков, но даже седанов, таких популярных моделей, как C и S-класса. Пока это не считается доказанным, но это не исключено. То есть, возможно, что это затронет еще и сотни тысяч проданных автомобилей в России, в том числе и настолько популярного здесь Mercedes C-класса.

— То есть не исключено, что холдингу Volkswagen выпишут еще какие-то штрафы, помимо тех $30 млрд, которые уже выплачены?

— Да, так может быть. Вот в Америке, например, люди, которые когда-то приобрели эти автомобили, подают коллективные иски, считая себя обманутыми. Американские ведомства также требуют от Audi миллиардные штрафы. Речь также идет о том, что все-таки нельзя оставить машины в таком виде.

В Германии уже десятки тысяч автомобилей разных производителей вернули в мастерские для того, чтобы устранить эти нелегальные приспособления. Разумеется, за счет производителя, что так же озночает колоссальные издержки. И не стоит забывать, конечно, о репутационном уроне. За счет этого «дизельгейта», который тянется, как я уже говорил, чуть ли не три года, конечно, немецкое автомобилестроение понесло достаточно серьезный репутационный урон.

Вся лента