Чемпион Европы по театру

Афиша

В Большом драматическом театре имени Товстоногова премьер в период чемпионата мира не запланировано, однако афиша и без них сильная. Театральный критик Николай Песочинский советует, на что обратить внимание, если вы решили перековать мечи на орала.

До «Пьяных» Вырыпаева всегда ставили в маленьких лабораториях и на экспериментальных сценах — это первая постановка на тысячный зал

Фото: Стас Левшин / БДТ им. Г.А. Товстоногова

Подготовила Наталья Лавринович

Начнем с "Пьяных" (23 июня). Автор пьесы Иван Вырыпаев — очень радикальный и при этом глубокий современный драматург, выдающийся. Уже понятно, что он войдет в историю театра. Вся пьеса построена на внезапном открытии того, что в человеке спрятано, о чем он никогда не говорит. Обычно это вещи философские и даже религиозные. Религиозные не в смысле определенной конфессии: это сознание, связанное часто с озарениями. Герои постановки пьяные не в смысле алкогольном, а в смысле расширенного сознания, когда исчезают барьеры и логики, и смущения. Спектакль построен на почти цирковых, эксцентрических ситуациях.

До "Пьяных" Вырыпаева всегда ставили в маленьких лабораториях и на экспериментальных сценах — это первая постановка на тысячный зал. Там играют артисты БДТ первого уровня — и Анатолий Петров, и Марина Игнатова, и другие, потому у спектакля выстраивается хороший контакт со зрителем.

К "Грозе" (20 июня) у нас со школьного времени сформировано отношение как к бытовой житейской пьесе. Что на самом деле неправда. Даже во время Островского были философы искусства (например, замечательный поэт и критик Аполлон Григорьев), которые считали, что в "Грозе" открывается тайный мистицизм русской души: у нее особенное художественное строение, особенные мечты, особое стремление к любви. Для того чтобы это передать, нужно разрушить жизнеподобие. И некоторые режиссеры это делали — например, Всеволод Мейерхольд в 1916 году.

"Три сестры" (22 июня) поставлены в модном тренде саундрамы: разговор развивается как музыкальный рисунок, речитатив. В спектакле участвуют музыканты, они вступают в своеобразный диалог с артистами. И здесь есть игра со временем: это и воспоминания о том, что было, и история, разворачивающаяся здесь и сейчас.

"Губернатор" (16 июня) сделан по рассказу Леонида Андреева. Я считаю, что для Андрея Могучего это академический спектакль: тем зрителям, что хотят увидеть менее экспериментальную, но более развернуто психологическую постановку, я посоветую именно "Губернатора". Нужно не забыть упомянуть, что Могучий — единственный из петербургских режиссеров, награжденных премией "Новая театральная реальность". Так что на чемпионате мира по футболу мы можем похвастать своим чемпионом Европы по театру среди юниоров.

Вся лента