Полсотни сверху

Глеб Никитин распорядился в разы улучшить инвестпривлекательность региона

Врио губернатора Нижегородской области Глеб Никитин поставил перед региональными чиновниками задачу повысить положение региона в рейтинге инвестиционной привлекательности Агентства стратегических инициатив с 70-го на 20-е место за год. По мнению губернатора по ряду экономических показателей Нижегородская область выглядит неплохо на фоне остальных субъектов, но добиться роста инвестиций в основной капитал региону пока не удается. Напомним, что предшественнику Глеба Никитина Валерию Шанцеву в свое время удалось поднять рейтинг региона с ­46-го на 36-е место, однако удержаться на этой строчке область не смогла.

По плану врио губернатора Нижегородская область должна резко пойти в рост

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

У Нижегородской области есть год на то, чтобы войти в двадцатку регионов по уровню инвестиционной привлекательности. После этого область должна будет еще поднажать и выйти в лидеры рейтинга, который ежегодно составляет Агентство стратегических инициатив (АСИ). Об этих планах врио губернатора Глеб Никитин заявил, выступая перед депутатами областного законодательного собрания с отчетом о работе правительства в 2017 году. С учетом того, что на сегодня регион находится на 70-м месте в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности АСИ, врио губернатора поставил задачу, выполнить которую будет нелегко.

Напомним, первый национальный рейтинг состояния инвестиционного климата был составлен в 2014 году и охватил 21 регион. Анализ инвестклимата учитывает несколько десятков факторов, и для каждого региона составляется профиль соответствия целевой модели. Конечная цель рейтинга — добиться от субъектов внедрения лучших практик, которые используют другие регионы. По итогам рейтинга АСИ в 2015 году Нижегородская область оказалась на ­46-м месте из 76 регионов, не попав даже в список субъектов с комфортными условиями для ведения бизнеса. Тогда у регионального министерства инвестиций возникли вопросы к тому, как составлялся рейтинг и как давалась оценка отдельным направлениям работы чиновников, если у некоторых соседей по округу условия для развития бизнеса, по мнению областного правительства, были заметно хуже. После этого Валерий Шанцев дал поручение правительству работать над повышением положения региона в нацрейтинге АСИ, и по итогам 2016 года область поднялась на десять строчек. В 2017 году позиции региона в рейтинге буквально рухнули — ­область заняла 71-е место.

Глеб Никитин в своем отчете отметил, что по итогам 2017 года большинство показателей развития реального сектора экономики находятся в «положительной зоне» и превышают среднероссийские. Это в первую очередь касается промышленного производства, в том числе предприятий обработки, строительной отрасли, розничной торговли и внешнеторгового оборота. «Однако по такому важнейшему показателю, как инвестиции в основной капитал, в Нижегородской области сохраняется сложная ситуация. Рост есть, но он значительно ниже, чем в среднем по России. Мы реализуем 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса. По итогам 2017 года целевые показатели по этим моделям выполнены на 95%. Но все эти достижения не отражаются на рейтинге инвестиционной привлекательности. Он у нас очень низкий и динамика непрезентабельная», — с сожалением заметил врио губернатора. При этом он отметил, что экономические процессы носят циклический характер. Динамика регионального промышленного производства после трех последних лет, которые пришлись на фазу развития, перешла в стадию замедления. «Текущее запаздывание в росте инвестиционной активности может негативно сказаться на динамике основных секторов экономики области в будущем. В связи с этим повышение инвестиционной активности является основным приоритетом нашей работы», — рассказал глава региона.

По словам вице-спикера заксобрания Владислава Егорова, начиная с кризиса 2009 года, вся инвестиционная привлекательность Нижегородской области свелась к красивым картинкам, которыми областное правительство «тешило депутатов и избирателей»: «Большая часть инвестиционных приоритетных проектов, которые в последние годы подписывались в большом количестве, не протянули и года-двух. После этого они ликвидировались с потерями для региона, так как инвесторам были предоставлены преференции и льготы, но никакой отдачи от них получено не было». Господин Егоров считает, что инвестиционный климат складывается не только из нормативной базы и предоставления льгот, но также зависит от уровня тарифов на ресурсы. «У нас область с высоким тарифным порогом. Поэтому для того, чтобы инвесторы приходили в регион, нужно создавать нормальные условия. Причем эти условия должны создаваться в первую очередь для жителей. Если для них эти условия будут комфортны, они будут комфортны и для инвесторов», — уверен депутат.

Вице-спикер заксобрания Александр Табачников увидел определенные преимущества в том, что инвестиционная привлекательность региона пока оставляет желать лучшего. «С приходом Валерия Шанцева у нас действительно очень быстро было разработано лучшее в России инвестиционное законодательство. И это было отмечено на всех уровнях. Мы опережали всех в стране и, естественно, что нас стали догонять и перегонять. Ни один из субъектов не стоит на месте. Но порой тому, кто не первый, значительно легче — у него есть возможность проанализировать то, что есть у других, сделать выводы», — считает депутат.

Нижегородский бизнес-омбудсмен Павел Солодкий полагает, что уровень инвестиционной привлекательности региона зависит от того, насколько региональные власти способны создать комфортную среду для развития предпринимательства. «В частности, в Нижегородской области в мизерном объеме используются возможности федерального законодательства по предоставлению налоговых льгот для предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения. ­Целый ряд регионов воспользовались этим правом, но только не мы», — говорит господин Солодкий. Он также считает, что в процессе привлечения инвесторов серьезная роль отводится органам МСУ. В частности, это касается вопросов по техническому присоединению к сетям, которые в Нижнем Новгороде не решаются годами. «А есть еще и контрольно-надзорные органы, которые стараются то ли развить, то ли задушить ту или иную отрасль или бизнес, выполнив свои инструкции, не отвечая при этом ни за налоги, ни за количество предприятий, которые могут в этой отрасли появиться», — подытожил бизнес-омбудсмен.

Андрей Репин

Вся лента