ФАС предупреждает, а бензин утекает

Антимонопольная служба требует от нефтяников увеличить продажи топлива в России

После того как цены на АИ-92 и АИ-95 превысили 41 руб. и 43 руб. за литр соответственно, ФАС обвинила нефтекомпании в снижении поставок топлива на менее прибыльный внутренний рынок на фоне сезонного роста спроса. Предупреждение с требованиями снизить экспорт и нарастить производство нефтепродуктов получила только «Роснефть», от структур «Газпрома» и «Газпром нефти» потребовали разъяснений, ряд других компаний лишь уведомлены о необходимости нарастить поставки на рынок. В «Роснефти» действия ФАС сочли «неадекватной реакцией», а в Минэнерго уверяют, что ситуация с топливообеспечением в России стабильна.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Чувствительный рост цен на топливо в этом году, особенно ускорившийся в мае, все же заставил ФАС потребовать от нефтекомпаний нарастить поставки на внутренний рынок. Главным виновником подорожания топлива в службе сейчас сочли «Роснефть», которая получила предупреждение о нарушении антимонопольного законодательства. Претензии к другим участникам рынка ФАС высказала в более мягкой форме, запросив разъяснения. «Газпром нефтехим Салават», «Газпром» и «Газпром нефть» должны до 3 июня представить технико-экономическое обоснование увеличения отгрузки на экспорт прямогонных бензинов при изъятии их из своего технологического производства.

О подготовке таких мер рассказывал “Ъ” на этой неделе глава управления ТЭКа ФАС Дмитрий Махонин (см. “Ъ” от 29 мая). Основная претензия к нефтекомпаниям касается увеличения поставок нефтепродуктов за границу, что создает, по мнению регулятора, недостаток предложения на рынке и приводит к росту цен на топливо. Как пояснял “Ъ” господин Махонин, компании не выполняли отгрузки на внутренний рынок 20% от произведенных светлых нефтепродуктов. При этом, по данным ЦДУ ТЭК, литр бензина АИ-92 в рознице на прошлой неделе подорожал сразу на 66 коп.— до 41,03 руб., литр АИ-95 — на 71 коп., до 43,8 руб. На рубль и более топливо подорожало в Ингушетии, Бурятии, на Алтае, в Хабаровском крае и Еврейской АО.

В итоге ФАС потребовала от «Роснефти» до 8 июня увеличить производство светлых нефтепродуктов и снизить экспорт. Также, считают в службе, по ряду договоров на биржевых торгах госкомпанией были увеличены сроки отгрузки нефтепродуктов, что привело к несвоевременной поставке топлива конечным потребителям. Также, по информации ФАС, в апреле «Газпром нефтехим Салават» увеличил экспорт в 4,7 раза, «Газпром» в январе—апреле год к году увеличил отгрузку за рубеж на 9%, «Газпром нефть» — на 58,6%. Кроме того, служба уведомила ТАИФ, «Фортеинвест», «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и Антипинский НПЗ о необходимости увеличить поставки на внутренний рынок.

В «Роснефти» на предупреждение регулятора отреагировали в резкой манере. Представитель госкомпании Михаил Леонтьев заявил ТАСС, что реакция ФАС «выглядит совершенно неадекватно». «Мы с ФАС работаем вполне эффективно, и предупреждение от ФАС — это вполне рабочая ситуация, мы их слушаем и исправляем,— отметил он.— Но в ситуации, когда есть действительно серьезные проблемы на розничном рынке, связанные с фискальным регулированием,— о чем компания предупреждала два года — перевод на нас стрелок является совершенно неприемлемым». Напомним, что правительство в мае попыталось притормозить скачок цен на ГСМ: с 1 июля акциз на бензин снижают на 3 тыс. руб. на тонну, на дизельное топливо — на 2 тыс. руб. (см. “Ъ” от 23 мая). Впрочем, тогда источники “Ъ” в отрасли полагали, что эта мера лишь замедлит рост цен на АЗС, но не остановит его.

В Минэнерго заявили, что «нефтеперерабатывающая отрасль работает в штатном режиме, сформированы необходимые запасы, соответственно, ситуация с обеспечением топливом внутреннего рынка стабильна».

Дмитрий Козлов

Почему цены на бензин попали под наблюдение ФАС

В начале марта ФАС решила разобраться, собираются ли нефтяники выполнять необязательные для них рекомендации Минэнерго по уровню запасов топлива. Также регулятор хотел получить объяснения резкого — почти на 41% — роста экспорта бензина на фоне снижения поставок на внутренний рынок.

Читать далее

Вся лента