Наталья Ротенберг пустилась в блокчейн

Как будет работать новый сервис такси

Бывшая супруга миллиардера Аркадия Ротенберга запускает блокчейн-такси: Наталья Ротенберг основала проект International Taxi Company. Пользователи смогут сами назначать стоимость поездки и выбирать класс автомобиля, водители же либо согласятся, либо не примут заявку. Предполагается, что компания будет предлагать услуги в разных ценовых сегментах. Есть ли преимущества у блокчейн-такси на российском рынке, разбиралась Алла Пугачева.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Семья Ротенбергов явно неравнодушна к транспортным проектам. Пока Аркадий Ротенберг занимался строительством Крымского моста, а его сын Игорь создавал фонд, который инвестирует в IT-сервисы и стартапы в области транспорта, Наталья Ротенберг, бывшая жена бизнесмена, решила не отставать от модных тенденций и запустила проект по созданию блокчейн-такси. Супруги расторгли брак еще в 2013 году; Наталья долгое время пыталась оспорить условия развода, рассчитывая на половину имущества, но безуспешно.

Видимо, сейчас экс-супруга миллиардера решила зарабатывать самостоятельно. Предполагается, что ее стартап позволит пассажирам и водителям самостоятельно определять цену поездки. Блокчейн может напрямую связать водителей и пассажиров, но практической пользы от технологии в этой области почти нет, отметил управляющий партнер корпоративного венчурного фонда LETA Capital Александр Чачава: «Полностью прозрачная схема. Пассажир сам назначает цену, выбирает водителя, водители также могут принять, отказаться, они видят весь маршрут, видят конечную стоимость — то, чего не происходит в Uber и «Яндекс.Такси». Это действительно следующая идеологическая веха в развитии многих P2P-технологий, одноранговых технологий. Другой вопрос — я не очень понимаю, зачем нужен именно блокчейн, именно токены в такси, когда это можно реализовать обычными технологиями. Блокчейн в данном случае только усложняет взаиморасчеты и всю структуру».

О том, что Наталья Ротенберг решила запустить блокчейн-проект, написали несколько Telegram-каналов. На сайте стартапа в разделе «Команда» она не указана как основатель. Единственное упоминание о ней было в документе, который описывал суть проекта, но и он вскоре исчез с сайта. Теперь Наталью Ротенберг с блокчейн-такси связывают лишь несколько фотографий с конференций.

Сайт компании и отсутствие подробного описания проекта наталкивает на мысль, что это мошенничество считает генеральный директор Tokenbox Павел Салас: «Если мы будем базироваться только на информации, которая есть на сайте, то, по большому счету, этот проект выглядит ближе к идее того, что народ на хайпе хочет поднять определенное количество денежных средств. Самый главный момент — на сайте нет реальной информации, по которой можно было бы понять, что конкретно они будут делать, какие проблемы они хотят решать, что будет токен в данном случае представлять, какой смысл он будет нести».

Сейчас компания Натальи Ротенберг пытается собрать инвестиции через инструмент ICO. Таким образом они собираются привлечь инвестиций примерно на $80 млн. Коммерческий запуск запланирован на начало следующего года. Предполагается, что блокчейн-такси появятся в Москве, Баку, Минске, Тбилиси и Ереване. Этих денег может не хватить даже для запуска в Москве, считает председатель Комитета по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко: «На мой взгляд, для того, чтобы сегодня такой проект реализовать, реальную конкуренцию составить, нужно говорить о $20 млн — это только для того, чтобы заявить о себе. А дальше это нужно будет поддерживать и развивать, это еще большие деньги. Тот, кто обладает такими деньгами, бюджетом в $100 млн, конечно, может позволить себе попробовать зайти и получить какой-то положительный результат».

У идеи блокчейн-такси очень туманное будущее. Компания Uber собиралась запустить подобный проект, но после подсчетов в компании пришли к выводу, что затраты себя не оправдают.

Наталья Ротенберг во вторник оказалась недоступна для комментариев.

Вся лента