Зарплаты учителей подгоняют под ответы

СПЧ рассказали об изъянах системы оплаты труда педагогов

Майские указы президента 2012 года о доведении заработной платы педагогов до средней зарплаты в регионе «до сих пор не выполнены», а зарплаты учителей от региона к региону различаются более чем в четыре раза. Об этом говорится в совместном докладе экспертного центра Конфедерации труда России и профсоюза «Учитель» (есть в распоряжении “Ъ”). Документ будет представлен участникам сегодняшнего заседания президентского Совета по правам человека. В Минпросвещения “Ъ” заверили, что «приняли ряд мер, существенно повышающих правовую защищенность работников образовательных организаций».

По расчетам экспертов, зарплаты учителей не сходятся со средними по региону

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Как стало известно “Ъ”, участникам специального заседания президентского Совета по правам человека по теме «Реализация права на образование и защита прав участников образовательного процесса» 21 мая будет представлен доклад о положении дел с оплатой труда учителей. Действующая система дает возможность «манипулировать расходами на образование в соответствии с приоритетами региональных властей», а самим педагогам не позволяет отстаивать свои права, утверждают авторы доклада, подготовленного профсоюзом «Учитель» и экспертным центром общероссийского объединения профсоюзов Конфедерация труда России.

Под действующей системой авторы понимают введенное в 2008 году подушевое финансирование школ, которое, с их точки зрения, «на практике оказалось непрозрачным»: «Идея реформы заключалась в том, чтобы вместо единой тарифной сетки, при которой зарплата учителя определяется в первую очередь его квалификацией и стажем, использовать новую систему, состоящую из стандартной базовой ставки за ведение уроков и стимулирующей части, зависящей от результатов работы учителя».

Эксперты отмечают несколько недостатков новой системы, в частности, «отсутствие четких критериев, которые бы увязывали усилия учителя и результаты его учеников».

«Например, оценки на экзаменах зависят не только от того, насколько хорошо учитель преподает, но и от степени участия в образовательном процессе родителей и репетиторов, а также просто от индивидуальных особенностей каждого ребенка»,— настаивают авторы исследования. Они также утверждают, что такой подход «провоцирует учителя работать над "натаскиванием" учеников на результат на экзамене, а не на комплексное обучение предмету».

Отсутствие единых критериев оценки эффективности учителя «позволяет манипулировать расходами на образование в соответствии с приоритетами региональных властей». А это, в свою очередь, приводит к тому, что заработная плата учителей в разных регионах различается более чем в четыре раза, подчеркивается в докладе. «Когда в 2012 году были приняты майские указы, подушевой норматив было необходимо пересчитывать заново, но этого никто не сделал, а указы исполнялись за счет оптимизации — сокращения штата школ и увеличения нагрузки на педагогов»,— напоминают авторы. По их данным, с 2014 года было сокращено 20,8 тыс. руководящих работников и 57,1 тыс. человек иного персонала. «Оптимизация персонала происходит в основном за счет более оплачиваемого руководящего персонала и работников, не связанных с педагогической деятельностью: библиотекарей, психологов, логопедов, социальных педагогов»,— поясняется в документе.

Авторы доклада проанализировали статистику, размещенную на сайте Минобрнауки, и отмечают, что пункт майских указов президента 2012 года о доведении заработной платы педагогов до средней зарплаты в регионе «до сих пор не выполнен». Так, в 2014 году средняя заработная плата учителя составляла 30,015 руб., а средняя заработная плата по РФ равнялась 32,495 руб. В 2015 году это соотношение составило 32,044 руб. к 34,030 руб., а в 2016-м — 34,434 руб. к 36,709 руб.

«Часто встречается ситуация, когда учитель, если он не обладает стажем и квалификацией, не берет на себя классное руководство, не заведует кабинетом, получает расчетную заработную плату ниже МРОТ, которая затем доводится до минимального уровня»,— говорится в докладе. Составители приводят пример расчета оклада учителя физики высшей категории, установленного модельными методичками Минобрнауки. Базовый оклад в данном случае составляет 4,5 тыс. руб. Например, классное руководство и проверка тетрадей оцениваются в 20% и 10% от базового оклада. Если учитель выполняет все виды дополнительных работ, от классного руководства до встреч с родителями, заработная плата без учета стимулирующих выплат составляет 11,610 руб. «Пример показывает, что реальный размер заработной платы сильно зависит от дополнительных опций, которые учитель согласится на себя взять. А непосредственное ведение уроков, то есть основной вид деятельности учителя, оказывается недооценено, то есть находится ниже МРОТ»,— подчеркивают авторы. С 1 января 2018 года МРОТ в России составляет 9489 руб.

В пресс-службе Министерства просвещения заверили “Ъ”, что в рамках исполнения майских указов работникам сферы образования «было выделено самое существенное дополнительное финансирование». «Значения показателей уровня заработной платы в среднем по РФ по итогам 2017 года соответствуют значениям, заложенным в указах»,— считают в ведомстве. В министерстве напомнили, что с 2013 года в России ведется переход на так называемый эффективный контракт, который устанавливает в трудовом договоре показатели поощрения за достижение положительных результатов труда. К началу текущего года трудовые отношения на принципах эффективного контракта оформлены с 96,4% работников образовательных организаций, полный переход планируется осуществить до конца 2018 года. По мнению чиновников, принятые нововведения «существенно повышают правовую защищенность работников». Помимо повышения заработной платы в ведомстве считают важным ее справедливое распределение. По словам чиновников, в декабре 2017 года они разработали и направили в регионы методические рекомендации «распределять средства зарплатного фонда таким образом, чтобы размер окладов и ставок заработной платы составлял не менее 70% фонда оплаты труда организации, обеспечивая тем самым для работника понятную гарантированную часть ежемесячной зарплаты»,— пояснили “Ъ” в пресс-службе Министерства просвещения.

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий в разговоре с “Ъ” отметил, что «такого юридического термина, как "эффективный контракт", нет». По его словам, с работниками заключается «обычный трудовой договор», который по-прежнему не защищает права учителей: «К нам поступает много обращений из разных регионов, и еще ни разу я не слышал, чтобы переход на эффективный контракт привел к увеличению зарплаты. По сути, это лишь фиксация средств, которые выделили школе: откуда она возьмет больше?» Господин Луховицкий отметил, что доклад содержит требования к Министерству просвещения изменить действующую систему оплаты труда, в частности, сделать ее более прозрачной и открытой, а также законодательно закрепить, что «базовая ставка, используемая при определении заработной платы учителя, не может быть ниже двукратного размера минимальной оплаты труда в регионе». «Речь идет не о таких уж больших деньгах, и весь пафос нашего доклада состоит в том, чтобы обеспечить гарантии прав педагогов по всей стране, независимо от конкретных условий в их регионе»,— говорит господин Луховицкий. При этом вероятность того, что содержащиеся в докладе предложения действительно будут услышаны, сам господин Луховицкий оценивает как «малую».

Анна Макеева

Вся лента