Петровскую "Полтаву" спустят на воду

Путеводитель Прогулки и события

В День города, 27 мая, в Яхт-клубе Санкт-Петербурга торжественно спустят корабль "Полтава" — воссозданный парусник петровского времени. Церемония пройдет согласно морским историческим традициям.

Фото: Александра Лисафина

После спуска корабль будут достраивать в Яхт-клубе еще около десяти месяцев. За это время установят необходимые системы, мачты, такелаж, паруса, уложат балласт, завершат внутреннюю отделку. После завершения всех строительных работ корабль станет центром большого интерактивного музейного комплекса, посвященного морской истории России.

"Полтава" — русский 54-пушечный парусный линейный корабль четвертого ранга, спущенный на воду 15 (26) июня 1712 года со стапеля петербургского Адмиралтейства. Его проект был разработан к концу 1709 года лично Петром I при участии корабельного мастера Федосея Скляева. Судно получило название в честь победы русской армии над шведами в Полтавской битве и стало первым линейным кораблем, заложенным и построенным в петербургском Адмиралтействе.

С 1712 по 1732 год "Полтава" входила в состав Балтийского флота, до окончания Великой Северной войны принимала участие в шести морских кампаниях (1713-1717 и 1721 годов); позднее участвовала в практических плаваниях кронштадтской эскадры в Балтийском море. В период боевой службы линейного корабля на нем дважды "держал свой флаг Петр I" — это выражение означает, что во время нахождения царя на корабле поднимался специальный флаг.

Новая историческая верфь "Полтава" основана Яхт-клубом Санкт-Петербурга. Генеральный партнер проекта — компания ПАО "Газпром". С 2012 года научно-исследовательский отдел верфи при участии экспертов и специалистов научно-исследовательских центров Петербурга и России занимался подготовительными работами для разработки эскизного проекта корабля. Дело в том, что до наших дней дошло слишком мало подлинных материалов начала XVIII века, относящихся к проектированию и постройке "Полтавы". Чертежи корабля не сохранились — в папке Федосея Скляева в Библиотеке Академии наук был найден только чертеж мидель-шпангоута (сечение корпуса корабля), на котором были указаны общие размеры, полностью совпадающие с размерами "Полтавы".

Затем на основе собранных материалов сотрудники конструкторского бюро верфи начали работу над чертежом корабля. Строительство реплики "Полтавы" началось 2 июня 2013 года с закладки мидель-шпангоута. Сегодня корпус корабля сформирован: достроены палубы и переборки, проведена герметизация наружной обшивки и настила палуб. Кстати, последнюю доску наружной обшивки установили 31 марта — последний гвоздь вбил главнокомандующий ВМФ Владимир Королев.

Установлены кормовой декор, носовая фигура и два механизма — рабочий шпиль и якорный шпиль. За основу декора "Полтавы" Петром I был выбран миф о Фаэтоне. Использование мифологических и религиозных сюжетов в оформлении кораблей характерно для практики европейского кораблестроения XVII-XVIII веков. Таким образом аллегорически переосмысливались многие политические события тех времен. И выбор мифа о Фаэтоне неслучаен: древнегреческий персонаж ассоциировался у современников Петра с "надменным Карлом", низверженным русским царем в Полтавской битве, как злополучный герой мифа — Зевсом. В декоре кормы прочитывается мифологический сюжет о герое Беллерофонте, оседлавшем крылатого коня Пегаса и победившем чудовище Химеру.

Воссоздание оказалось процессом необычайно сложным. Прежде всего трудно было найти сам материал — дерево, поскольку корабельный лес уже давно никто не поставляет. Как и не изготавливает канаты того же диаметра, что в XVIII веке. Почти все материалы и изделия для "Полтавы" являются специальным заказом — современный рынок, понятно, не соответствует потребностям судостроения петровского времени.

На сегодняшний день верфь является единственной одобренной Российским морским регистром судоходства верфью со своим сертифицированным конструкторским бюро. Также Российский морской регистр одобрил специальные технические требования на постройку судна-музея линейного корабля "Полтава", которые будут применяться в качестве нормативного документа при осуществлении технического наблюдения на протяжении всего жизненного цикла судна.

В мировой практике существуют подобные проекты реконструкции исторических кораблей — например, французский фрегат "Гермиона", на котором политический деятель и участник трех революций Жильбер Лафайет отправился в 1798 году на помощь 13 американским штатам в их войне за независимость. Или недавно построенный корабль Вест-Индской компании "Батавия" в Нидерландах. В истории современной России была лишь одна попытка — действующая реплика фрегата "Штандарт", спущенная на воду в 1999 году. Команда проектировщиков и строителей, получившая уникальный опыт на сборке фрегата и других деревянных судов, вошла в коллектив новой верфи.

Планируется, что "Полтава" как основа большого музейного комплекса станет научным, культурным, исследовательским и педагогическим центром по изучению морской истории города и страны. В первую очередь музейный комплекс будет ориентирован на детей и молодежь, на возрождение интереса к морю и флоту.

Альбина Самойлова

Вся лента