«Мы готовы к локализации производства в России»

Гинек Валнер, директор по развитию Jihostroj a.s.

О важности международной кооперации в сфере авиастроения, работе с российскими клиентами в условиях санкций и создании на территории России совместного предприятия по производству гидравлики в интервью рассказал Гинек Валнер, директор по развитию компании Jihostroj a.s.

— Компания Jihostroj имеет богатый опыт работы в области авиационной промышленности. Каковы были ключевые этапы развития?

— Сотрудничество началось еще с советской авиационной промышленностью в рамках централизованного планирования Совета экономической взаимопомощи и Варшавского договора. Чехословакия тогда была доминирующим производителем малых транспортных и учебно-тренировочных самолетов. Но рынок этих аппаратов, к сожалению, просел на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века, и нам пришлось искать новые возможности для экспорта, новые рынки сбыта. Компания Jihostroj успешно справилась с этой ситуацией. В условиях централизованного планирования Jihostroj в конце 80-х годов принимал участие в создании двух типов самолетов чехословацкого производства. Сейчас компания включена в процесс производства двух десятков различных самолетных платформ по всему миру.

— Как развивалось ваше сотрудничество с Россией?

— Если говорить о российском рынке авиации, то компания JIhostroj всегда на нем присутствовала. Она участвует, например, в проектах в области поддержания летной годности уже эксплуатируемых самолетов и проявляет интерес ко всем новым проектам, которые появляются на российской территории. Наша компания предлагает широкий спектр гидравлических насосов и двигателей для любой мобильной техники.

— Какими конкурентными преимуществами обладает чешская авиационная промышленность на российском рынке?

— Преимуществами являются ее комплексность и очень высокий технический уровень. Самолеты, двигатели, воздушные винты, ВСУ, различные системы, сервис и ремонт, эксплуатация, специализированные учебные заведения — конечно, все это можно найти и в России, и в США, но никак не в одной (маленькой) европейской стране. Мы способны работать с небольшими проектами, предугадывать пожелания клиента. Чешские производители хорошо ориентируются на российском рынке, знают язык. Практичность, общительность и полное отсутствие высокомерия — все эти качества помогают чешскому бизнесу в России. Возможно, это прозвучит несколько нескромно, но клиентам комфортно при общении с чехами. Как сказал один из наших американских партнеров: «You are easy people».

— Производство гидравлических компонентов является важной составляющей вашего бизнеса. Насколько для вас важен российский рынок с этой точки зрения?

— Для нашей гидравлической продукции ключевыми территориями сбыта являются ЕС и США. В долгосрочной перспективе мы бы хотели занять в данном сегменте российского рынка долю, сопоставимую с нашими долями на рынках ЕС и США. Речь идет о поставках данных компонентов в объеме около $10 млн. Для достижения этой цели мы уже предприняли ряд конкретных активных шагов. Одним из них стало основание совместного производства на территории РФ и подготовка локализации производства гидравлических компонентов для клиентов из России и соседних стран. Мы знаем, с кем это делать, когда и где. Процесс занимает много времени, но мы неукоснительно движемся к цели.

— Какая доля оборота компании сегодня приходится на Россию?

— Сейчас это около 7% от общего объема нашего экспорта и 5% от общего оборота. Наша цель — увеличить эту долю до 20%.

— Кто является вашими крупнейшими клиентами в России и в мире?

— На протяжении многих лет мы являемся надежным поставщиком для целого ряда мировых компаний: Parker Hannifin, Bobcat, GE Aviation, Honeywell, Safran, Linde, Jungheinrich, Daher и др. В России среди наших клиентов есть такие известные компании, как КамАЗ или «Ростсельмаш», с которыми мы продолжаем активно развивать сотрудничество, а также большое количество других субъектов.

— Как повлияли на ваш бизнес в России сложившаяся политическая ситуация и санкции?

— Санкции не упрощают ведение бизнеса и не радуют предпринимателей с обеих сторон. Они весьма усложняют эксплуатацию и поддержание в работоспособном состоянии уже поставленной на рынок техники. Одновременно они делают более трудными переговоры о новых контрактах. Санкции поддерживают российскую политику замещения импорта, но в мире развивающейся международной кооперации полностью домашнее производство и локализация в такой сложной области, как авиастроение, является скорее шагом назад. Это усложняет все процессы, делает их реализацию более продолжительной и дорогой. В XXI веке невозможно эффективно и в удовлетворительные сроки реализовать ни один из сложных проектов в области авиации без углубленного международного сотрудничества. Без него нет возможности использовать самые выгодные и эффективные решения.

Глядя извне на некоторые российские проекты в области авиации, а это сложный и дорогостоящий путь воскрешения старых проектов, иногда складывается впечатление, что Россия в этой области решила пойти путем, противоположным всеобщим трендам...

Но поскольку авиация — это бизнес с дальним горизонтом планирования, мы верим, что он переживет санкции и потом настанет время рациональной и эффективной кооперации.

Беседовала Анна Ульяченкова

Вся лента