Города для жизни

Представители развитого цифрового общества будут жить в "умных" городах. Именно технологически развитые муниципалитеты способны обеспечить равный доступ каждому гражданину к широкому спектру электронных услуг, поддерживать высокий уровень жизни и безопасность. Но города будущего — это не только про мгновенное исполнение запросов, комфортное передвижение, качественные социальные и государственные сервисы. Все это должно быть построено с заботой об окружающей среде.

Города — лучшее место для профессионального развития. Благодаря технологиям они также становятся комфортными и экологичными

Фото: FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС

Светлана Рагимова, Александр Грун

Одно из прикладных направлений программы "Цифровая экономика РФ", которое добавилось к базовому списку в этом году,— это Smart City, или "умные" города. Согласно данным McKinsey, сейчас половина населения планеты — 3,6 млрд человек — живет в городах. К 2030 году по прогнозу эта цифра вырастет до 5 млрд человек — 60% всей популяции планеты. Города — основной двигатель экономического роста и промышленности, генератор денежного потока. С другой стороны, именно городские жители потребляют больше всего ресурсов и несут ответственность за основную часть выбросов парниковых газов. На волне четвертой промышленной революции в городскую среду на всех уровнях проникают технологии интернета вещей, сбора и анализа данных, машинного обучения. Они делают жизнь горожан комфортнее, вместе с тем позволяют заботиться об окружающей среде за счет применения энергоэффективных инноваций, сокращения расходов на строительство, развитие и обслуживание инфраструктуры.

Ирмгард Гласмахер, руководитель Accenture Strategy в России и Казахстане, говорит, что преимущества, которые дают технологии в городской среде, довольно широкие и все они основаны на подключенности и доступности услуг. "Это можно наблюдать в здравоохранении, где, например, датчики в квартире пенсионера могут предупредить специальные службы об инциденте, или в лечении онлайн с помощью носимых устройств и телемедицины. Уже заметны преимущества в области транспорта, где мобильные приложения показывают информацию по движению общественного транспорта в реальном времени, а в перспективе такая поддержка появится для беспилотных автомобилей. Используя устройства для "умного" дома, можно добиться энергоэффективности. Есть много других примеров — в области государственных услуг, логистики, электронной коммерции, производства",— рассказывает госпожа Гласмахер.

Эксперты Deloitte выделяют шесть основных направлений развития "умных" городов: окружающая среда, образование, безопасность, мобильность, экономика и повседневная жизнь. В каждой из этих сфер уже работают государственные предприятия, крупные компании и инновационные стартапы. Причем часто преимущество оказывается именно у последних благодаря их гибкости, скорости и свежести идей.

Окружающая среда

Суперумное общество вряд ли захочет пожертвовать чистотой воды и воздуха в пользу цифровых, пусть даже очень удобных, сервисов. Жители больших городов требуют от властей эффективной работы по управлению процессами утилизации отходов, канализацией, очистительными системами питьевой воды, контроля качества воздуха, почвы, состояния природных водоемов. Особенно эти задачи актуальны в густонаселенных районах. Многие города инвестируют в заботу об окружающей среде миллионы долларов. Часто в этом помогают стартапы. Так, компания WaterSmart из Сан-Франциско получила более $13 млн от властей на отслеживание использования воды с помощью больших данных. В Стокгольме уже несколько лет тестируют вакуумную систему сбора мусора, которая переносит содержимое контейнеров после их заполнения по подземному туннелю с огромной скоростью на перерабатывающий завод, расположенный в 3 км от жилых массивов. В Балтиморе власти потратят $15 млн на 4,5 тыс. "умных" мусорок, которые в течение трех лет поставит южнокорейский стартап Ecube. Они работают от солнечных батарей и позволяют собирать в восемь раз больше мусора, чем обычные контейнеры, за счет того, что спрессовывают отходы при достижении определенного уровня. В случае возгорания передают сигнал тревоги коммунальной службе, сообщают о поломках, собирают статистику.

В Москве и других городах мира работают уличные фонари, чья яркость зависит от степени освещенности окружающей среды. Они выключаются автоматически, если на улице достаточно светло, и экономят существенные средства.

Здания считаются основными генераторами парниковых газов, никак не транспорт. Подключенные электрические распределительные щиты и выключатели позволяют выявлять ситуации неэффективного использования кондиционеров и другого оборудования. Американский стартап View, оцененный в $650 млн, предлагает самозатемняющиеся стекла на основе нанотехнологий, которые позволят сократить затраты на электроэнергию для охлаждения и освещения помещений на 30%. Во многих странах действуют программы поощрения компаний, перешедших на зеленые технологии, включая налоговые льготы, сниженные тарифы на электроэнергию.

Безопасность

Это важная базовая потребность любого живого организма. "Умный" город должен быть безопасным. Инновации в эту сферу проникают быстрее всего. Но не всегда они достаточно эффективны. Известный пример — стартап ShotSpotter, который непрерывно "слушает" город через множество микрофонов на улицах и парковках и выявляет звуки выстрелов. К сожалению, когда доходит до использования огнестрельного оружия, обычно полиции приходится иметь дело с уже случившейся трагедией. Глубокое машинное обучение способно делать прогнозы — предсказывать вероятность преступлений. Одна из самых закрытых компаний в Кремниевой долине, Palantir Technologies (капитализация — около $20 млрд), занимается анализом больших данных для нужд полиции, ЦРУ и армии США, помогая создавать системы для превентивной борьбы с терроризмом и преступностью. Один из самых известных проектов компании — "предсказательная полиция", в котором Palantir около пяти лет сотрудничала с полицией города Новый Орлеан. Компания обучила алгоритмы искусственного интеллекта на имеющихся данных за годы работы полиции, и они стали предсказывать будущие преступления. Конечно, речь не идет о том, чтобы, как в сериале "Особое мнение", обвинять конкретного человека еще до того, как он сделал что-то плохое. Речь идет о вероятности возникновений тех или иных инцидентов в определенных районах. Полиция может отправить усиление в эти места и уже самим фактом присутствия там снизить риск совершения преступления. Также "умные" камеры способны распознавать разыскиваемых преступников даже в толпе, анализировать эмоциональное состояние людей, детектировать опасные ситуации и объекты. Функции охранников в торговых центрах и на парковках в развитых странах, например в США, теперь берут на себя роботы, а за дорожным графиков следят беспилотники.

Наталья Талдыкина, директор по развитию корпоративного бизнеса "МегаФона", говорит, что в России еще в 2014 году правительство утвердило концепцию АПК "Безопасный город". "Это первые шаги к Smart Cities в нашей стране,— говорит Наталья Талдыкина.— "МегаФон" — активный игрок в этой области. Так, на Олимпийских и Паралимпийских играх 2014 года для обеспечения высокого уровня безопасности для всех участников, организаторов, партнеров и гостей Сочи мы развернули комплексную систему видеонаблюдения на всей территории Сочи и Адлера. Она успешно функционирует и сегодня, спустя четыре года после окончания Игр. В той или иной мере такие проекты реализуются по всей стране".

Мобильность

Свобода передвижения в мегаполисе — важная составляющая качества жизни. В Японии отчаялись решить проблему пробок с помощью хитрых развязок, платных дорог и многоуровневых магистралей. Правительство теперь делает ставку на автономный транспорт, как частный, так и общественный, и частичное снижение нагрузки с дорог за счет использования грузовых дронов. Доступность и простота публичных транспортных сервисов могут обеспечиваться и довольно простыми методами. Так, в Хельсинки, столице Финляндии, все виды общественного транспорта, включая каршеринги и городской прокат велосипедов, совмещены в едином приложении. Общий проездной стоит €50 в месяц и позволяет использовать все виды городского транспорта и даже получать скидки на короткие поездки на такси или каршеринге. Городские власти стремятся сделать общественный транспорт настолько доступным и удобным, чтобы жители заводили собственный автомобиль в порядке исключения. В столице Кремниевой долины городе Сан-Хосе пользуются популярностью электросамокаты стартапов Bird и Lime Bike, которые можно арендовать через приложение и оставить практически где угодно после поездки. И, конечно, Uber, Lyft и другие подобные сервисы существенно снижают нагрузку на дорожную инфраструктуру за счет предложения карпулинговых тарифов — поездок с попутчиками. В 2017 году Uber и Lyft обслуживали 15-20% всего трафика в Сан-Франциско.

Транспорт — одна из самых крупных статей инвестиций в проекты "умных" городов. На эту статью расходов приходится 25-50% в общем объеме капиталовложений в подобные инициативы. Московский городской бюджет на 2018 год включает более 25% расходов на развитие транспортной системы, более 0,5 трлн руб.

Технологии для жизни

В скором времени паспорта, медицинские карты, социальные услуги и вопросы образования станут полностью цифровыми. Для их получения будет использоваться единый идентификатор. Вполне возможно, организованный на блокчейне. Так исключаются посредники, повышается безопасность и обеспечивается высокий уровень защиты от мошенничества. Проекты в этой области ведут различные государства. В России в 2016 году тестировалась система "Мастерчейн" для идентификации граждан при получении банковских услуг. Над проектом работали ЦБ, Сбербанк, Альфа-банк, ФК "Открытие", Тинькофф-банк и Qiwi. В прошлом году ассоциация "Финтех" объявила, что система готова для использования на национальном уровне. Система позволяет мгновенно обновлять информацию обо всех изменениях в паспортных данных граждан, фиксировать их в блокчейне и предоставлять доступ к этим данным всем партнерам. То есть исключается ситуация, когда человек сменил фамилию, рассчитывая на то, что теперь его кредитная история чиста, и пытается взять очередной заем. Такая же система в будущем станет основой взаимодействия всех государственных служб с гражданами, предоставления цифровых сервисов полного цикла. Сейчас элементы электронного правительства уже реализованы во многих странах, включая Россию. Это также касается сферы образования. Представители общества 5.0 хотят получать доступ к самым передовым обучающим программам и курсам профессионального развития независимо от места проживания. Основа цифровой образовательной платформы будущего уже закладывается: ее формируют системы цифровых дневников, электронного учета успеваемости, открытые дистанционные курсы уважаемых вузов и такие сервисы, как Coursera, "Нетология" и прочие.

Наталья Талдыкина добавляет: "В российских школах появляются мобильные рабочие места для преподавателей, а медицинские учреждения подключаются к единой информационной платформе, которая позволяет систематизировать запись к врачу и обеспечивает доступ к историям болезней и результатам анализов пациентов. Меняется сфера ЖКХ: для обеспечения безопасности в подъездах устанавливаются "умные" домофоны, внедряются решения в областях энергопоставки и управления водными ресурсами. Появляются "умные" дома — здания, в которых все инженерные и информационные системы интегрированы в единую систему управления. Если раньше речь шла об обособленных технологиях, которые внедрялись в том или ином секторе, например "умные" светофоры, онлайн-платформа для поликлиник и больниц, то сейчас экспертное сообщество все чаще говорит об экосистеме городских технологий и об "умных" городах как едином информационном пространстве".

Экономика

"Умные" города пока достаточно сложно выделить в отдельную отрасль экономики за счет того, что они находятся на пересечении множества технологий, отраслей и рынков. По приблизительным подсчетам аналитиков Grand View Research, Inc., к 2025 году рынок "умных" городов будет оцениваться в $2,5 трлн с темпами роста в 18,4%. Для сравнения: это около 12-15% от ВВП США в 2017 году, то есть цифра очень внушительная. За такой привлекательный рынок будут бороться технологические компании всех стран и регионов мира. "Умными" уже стали районы Дубая, Амстердама, Стокгольма, Мадрида, Нью-Йорка и многие другие мегаполисы, а партнерами таких проектов выступили Cisco, IBM и Microsoft.

Различные государства разрабатывают схемы привлечения частных инвестиций в эту сферу. В США практикуются "зеленые облигации" для финансирования проектов гармоничного развития городов. В Вашингтоне и Сиэтле объем таких облигаций в 2017 году превысил $350 млн и $920 млн соответственно. В 2016 году Индия запустила проект финансирования сотни "умных" городов на $15,3 млрд, первые результаты этого вложения можно будет оценить уже в 2022 году.

Влад Вольфсон, коммерческий директор компании "МегаФон", ссылаясь на прогноз McKinsey, говорит, что в 2020 году в мире будет около 600 "умных" городов, а спустя еще пять лет они будут генерировать около 60% мирового ВВП: "Внедрение технологий позволяет эффективно распределять городские ресурсы и повышать качество жизни в городах. Аналитики PwC считают, что только применение IoT может принести городам около 375 млрд руб. до 2025 года. Эксперты выделяют два основных подхода к цифровизации городов: создание новых "умных" городов с нуля либо внедрение интеллектуальных технологий в уже существующих городах". По словам Влада Вольфсона, наиболее яркие примеры городов первого типа можно найти в ОАЭ, Китае, Южной Корее. Один из наиболее амбициозных проектов — первый в мире экогород Масдар (ОАЭ). "По задумке город должен функционировать полностью за счет альтернативных источников энергии, что позволит минимизировать выброс углекислого газа. Для этого здесь создана система беспилотного электрического транспорта, автомобилям запрещено подъезжать к границе города,— рассказывает коммерческий директор "МегаФона".— Все улицы проектируют, учитывая положение солнца и направление ветров. Сегодня в Масдаре живут около 300 человек, но уже в ближайшее время планируется расширить население до 7 тыс. человек".

Другой пример, который приводит Влад Вольфсон,— китайский город Иньчуань, чьи жители оплачивают проезд в транспорте с помощью технологии распознавания лиц, вместо супермаркетов ходят в так называемые автоматические хранилища продуктов, выбрасывают мусор в баки на солнечных батареях, которые автоматически подают сигналы в коммунальные службы. В зданиях государственных органов их встречают голограммы вместо живых людей.

"Среди лидеров второго подхода хотелось бы выделить Барселону, которая активно внедряет цифровые решения. Здесь функционирует единая система по сбору и обработке показателей с городских датчиков: приборов, которые ведут учет электроэнергии, водоснабжения, уровня шума и так далее",— добавляет представитель "МегаФона".

В Нью-Йорке городские данные анализирует специальный департамент городского правительства — например, в городе внедрена система датчиков, которые распознают вибрации выстрелов. Технологии обработки больших данных также помогают с предотвращением пожаров и вывозом мусора. На высоком уровне здесь развиты и телемедицинские технологии. Еще один успешный пример — Сингапур, где правительство реализует программу "умного" города Smart Nation. Сенсоры, датчики, развитая система безопасности, беспилотные автомобили — здесь тестируются все передовые технологии.

"Что касается российских городов, то на территории нашей страны также есть успешные кейсы цифровизации территорий. Большое внимание данному вопросу уделяет Москва: город стремится стать "умным" к 2025 году. Высокой экспертной оценки заслужили внедренные в Москве медицинская информационная система ЕМИАС, транспортные инновации — единый центр управления транспортными службами, "умные" дорожные знаки, карта "Тройка", а также сеть наружных камер видеонаблюдения для обеспечения безопасности. В числе лидеров также Республика Татарстан с первым "умным" гордом России Иннополисом и районом Казани "СМАРТ Сити Казань". Отдельные "умные" решения также внедрены в Краснодарском крае (олимпийский Сочи), а строительство инновационного центра "Сколково" — пример создания "умного" города с нуля",— комментирует Влад Вольфсон.

"МегаФон" во многом способствует цифровизации российских регионов. Активно применяет технологии интернета вещей и Big Data. М2М-направление (machine-to-machine) "МегаФона" растет быстрее рынка: в 2017 году доля компании на рынке составила порядка 37%, а в 2015 году была на уровне 20%. По итогам 2017 года "МегаФон" подключил уже более 5 млн телематических SIM-карт. Реализует ряд проектов в городах России. Так, в первом "умном" городе Иннополисе компания запустила решение по цифровизации ЖКХ и оснастила дома города "умными" счетчиками. В Сочи к Олимпийским играм установила в городе более 1,5 тыс. камер видеонаблюдения, которые в режиме реального времени собирали информацию и передавали в центр мониторинга. Такое же решение "МегаФон" в дальнейшем использовал в Самаре. В Челябинске компания установила "умные" дорожные знаки, в Брянске — "умное" городское освещение. "Проектов много, но они все преследуют одну цель — повысить качество жизни в регионах за счет внедрения новых технологий. Мы также заключили соглашения о намерениях с администрациями Ульяновской, Псковской областей, с Республикой Удмуртия. Таким образом, "МегаФон" делает вклад в модернизацию и инновационное развитие России и привносит новые технологии в повседневную жизнь людей. Важно, что регионы поддерживают подобные инициативы",— завершает господин Вольфсон.

Вся лента