Роман Абрамович удивил Олега Дерипаску

В Высоком суде Лондона продолжаются слушания по иску вокруг «Норникеля»

В ходе очередного этапа слушаний в Высоком суде Лондона стало известно, что выход Crispian Investments Ltd Романа Абрамовича и Александра Абрамова из капитала ГМК «Норильский никель» угрожает «разбалансировкой» соглашения акционеров компании. Об этом заявил один из ее ключевых акционеров, Олег Дерипаска. «Русал» оспаривает сделку по продаже Crispian 3,99% ГМК, из которых 2,1% уже приобрел «Интеррос» Владимира Потанина. При этом, как выяснил “Ъ”, «Интеррос» уже дополнительно приобрел на рынке свыше 1% «Норникеля».

Предприниматель Олег Дерипаска

Фото: Sergei Karpukhi/File Photo, Reuters

В Высоком суде Лондона 14 мая, впервые с начала спора мажоритарных акционеров ГМК «Норильский никель», выступил Олег Дерипаска (подконтрольному ему «Русалу» принадлежит 27,8% ГМК). Бизнесмен сообщил, что узнал о намерении Романа Абрамовича и Александра Абрамова выйти из капитала «Норникеля» (совместно владели 6,37% через Crispian Investments Ltd) 28 января на встрече с ними и Владимиром Потаниным (тогда владел более 30% ГМК). Это решение, заверил Олег Дерипаска, стало для него неожиданностью.

«Было бы понятно, если бы падала (в цене.— “Ъ”) продукция "Норникеля" или были риски. Но ситуация развивалась стабильно, и для меня это решение было достаточно неожиданным»,— сказал Олег Дерипаска (цитаты по «РИА Новости» и ТАСС). Он заявил, что с тех пор, как «Русал» и «Интеррос» в конце 2012 года согласились на роль господина Абрамовича как миротворца, последний получил более $400 млн дивидендов: «Безусловно, это была привлекательная инвестиция. С точки зрения меня как бизнесмена, наверное, он сделал одну из самых успешных инвестиций».

Желание господ Абрамовича и Абрамова выйти из капитала ГМК приведет к «разбалансировке» акционерной структуры, то есть «полное прекращение партнерства — по духу и по сути соглашения (основных акционеров.— “Ъ”)», уверен господин Дерипаска. Он считает, что «в интересах "Русала" — сохранение соглашения, потому что это единственный способ избежать изменения стоимости пакета». «"Русал" никогда не рассматривал истечение моратория (на продажу акций "Норникеля", действовал до декабря 2017 года.— “Ъ”) как какой-то предел, после которого могут начаться изменения. Мы все знали, что "Норникель" при надлежащем управлении может стоить гораздо больше»,— пояснил бизнесмен.

«Русал» оспаривает законность оферты структуры «Интерроса» Bonico Holdings, сделанной Crispian, на выкуп 3,99% акций «Норникеля» за $1,47 млрд и последовавшую оферту со стороны Crispian «Русалу» и «Интерросу» выкупить этот пакет по преимущественному праву (ROFR) пропорционально их долям в ГМК. «Русал» оферту принял с оговоркой, что выкупит бумаги лишь если она законна. Член совета директоров «Русала», президент En+ Group (владеет 48,13% «Русала») Максим Соков повторил 14 мая в суде, что компания приняла оферту вынужденно, не желая допустить «разбалансировки состава акционеров», но считая цену «раздутой». Раньше он говорил, что исходно оферту Crispian должна была сделать, по соглашению акционеров, «третья сторона — добросовестный приобретатель». В то же время, как следовало из показаний сторон для суда, правило ROFR в соглашении акционеров «Норникеля» было призвано не допустить появления в капитале ГМК недружественного стратегического инвестора.

Источник “Ъ”, знакомый с позицией «Интерроса», настаивает, что в «Русале» давно знали о желании господ Абрамовича и Абрамова продать акции ГМК и намерении холдинга Владимира Потанина их купить: «Дерипаска и Соков участвовали в нескольких встречах, где это обсуждалось».

Собеседник “Ъ” утверждает, что при этом представители «Русала» не называли ситуацию противоречащей соглашению акционеров ГМК. «Стороны не обсуждали запрет какой-либо стороне покупать дополнительные акции "Норникеля", наоборот, положения соглашения описывают условия таких приобретений»,— добавляет источник “Ъ”.

Из материалов «Интерроса» для суда (есть у “Ъ”) и слов собеседника “Ъ” следует: в холдинге считают, что под «добросовестным приобретателем — третьей стороной» подразумевается любой «настоящий» покупатель, не связанный с Романом Абрамовичем и имеющий финансовые возможности для сделки. В том числе и прежде всего — текущие акционеры. В «Интерросе» эту информацию не комментируют, представитель Millhouse Романа Абрамовича не ответил “Ъ”.

Ситуацию осложнило включение 6 апреля Олега Дерипаски и его активов в санкционный список США: по данным источников “Ъ” и Bloomberg, сделки «Русала» с Crispian и «Интерросом» стали просто невозможными. В документах «Интерроса» для суда также указано, что «Русал» заявил о «форс-мажоре» по сделке с Crispian. При этом сам холдинг Владимира Потанина не теряет времени даром. Из документов «Интерроса» следует, что с середины марта (после завершения сделки по выкупу 2,1% ГМК у Crispian), холдинг дополнительно увеличил свой пакет в «Норникеле» за счет приобретения около 1% на рынке. По расчетам “Ъ”, затраты «Интерроса» (в холдинге покупку бумаг не комментируют) могли составить $240–300 млн.

Анатолий Джумайло

Как делили «Норильский никель»

Хроника противостояния — в материале “Ъ”

Читать далее

Вся лента