Белый дом поскребет по госпрограммам

Правительство готовит порядок внедрения новых трат в бюджетную конструкцию

Белый дом готовит нормативную базу для исполнения нового майского указа Владимира Путина — Минэкономики опубликовало проект правил финансирования новых нацпроектов, на которые, по оценке министерств, Белому дому потребуется 8 трлн руб. дополнительных средств. «Межпрограммные» проекты, над которыми будет работать проектный офис нового правительства, предполагается оплачивать из средств действующих госпрограмм. По сути это попытка приспособить новый механизм управления к сложившейся и довольно устойчивой бюджетной конструкции.

И.о. министра финансов России Антон Силуанов

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Минэкономики опубликовало на regulation.gov.ru проект постановления правительства, фиксирующий правила финансирования «межпрограммных» проектов проектного офиса из средств госпрограмм. Отметим, что крупнейшие «межпрограммные» проекты будущего президентского цикла описаны в новом майском указе президента Владимира Путина и включают в себя 12 нацпроектов: демография, здравоохранение, образование, жилье, экология, дороги, производительность труда, наука, цифровая экономика, культура, малый бизнес и развитие экспорта — тринадцатым, дополнительным нацпроектом стал инфраструктурный.

Достижение целей, зафиксированных указом, по оценке ведомств, будет стоить дополнительно 8 трлн руб.— при этом указ требует их приоритетного финансирования. Бюджетная же конструкция, основанная на 44 госпрограммах, такого роста госрасходов не предусматривает. Проект Минэкономики ориентирован на сопряжение «нацпроектных» госрасходов и «программного» бюджета.

Это, в частности, подтверждается и самим определением «межпрограммного проекта» как «комплекса взаимосвязанных мероприятий… направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений», реализуемых различными ведомствами или иными ГРБС. Минэкономики фиксирует за собой право «выступать инициатором разработки межпрограммного проекта, реализация которого будет осуществляться другими» органами власти, а также рассматривать предложения коллег по правительству о таких проектах, проводить согласительные совещания в случае разногласий и вносить их на рассмотрение проектного офиса.

Де-факто это означает, что министерство ожидает для себя ключевую роль в реализации пунктов нового «майского указа» и наравне с Минфином будет прямо участвовать в согласовании финобеспечения работы проектного офиса на очередной год.

Прочим министерствам и ведомствам отводится роль координаторов — они будут фиксировать прохождение «контрольных точек», связывать между собой госзаказчиков отдельных мероприятий и органы власти, заниматься нормативным сопровождением.

Предусмотрена в проекте и «обратная связь» расходов на нацпроекты и бюджетного финансирования: документ предполагает возможность корректировки «межпрограммных» проектов в зависимости от состояния госфинансов, предложения об этом координаторы должны будут представлять в двухмесячный срок после вступления в силу очередного закона о бюджете. Мониторинг результатов Минэкономики предлагает поручить подведомственному ему Росстату.

Олег Сапожков

Вся лента