"Мы целенаправленно идем в глубинку"

О наиболее популярных финансовых услугах и перспективе их проникновения в регионы страны рассказал президент--председатель правления Почта-банка Дмитрий Руденко.

Фото: Предоставлено пресс-службой "Почта Банка"

BUSSINESS GUIDE: Что ограничивает доступность финансовых услуг для жителей РФ?

ДМИТРИЙ РУДЕНКО: Ключевое ограничение, которое я вижу,— это небольшое число банков, готовых работать в малых населенных пунктах. Большинству игроков финансового рынка их операционная модель не позволяет присутствовать в малых городах и на селе, оставаясь при этом экономически эффективными. Небольшой клиентский поток не позволяет окупить затраты на аренду и ремонт помещений, зарплаты сотрудникам, транспортировку банкоматов, инкассацию и т. п. Поэтому в разгар экономического кризиса многие банки вынуждены были оптимизировать свои региональные сети, чтобы снизить расходы. Другой фактор — это состояние инфраструктуры. Не везде пока налажены каналы связи, где-то отсутствует транспортное сообщение, и до некоторых точек можно добраться только на вертолете или по воде.

BG: Какие финансовые услуги наиболее востребованы в крупных и небольших городах?

Д. Р.: Мы работаем практически по всей России — от Балтийского моря до Тихого океана — и видим, что потребности жителей крупных городов в финансовых услугах такие же в целом, как и у жителей сельской местности. Вопрос только в том, что у жителя условного мегаполиса выбор банков больше, поэтому и спектр используемых услуг шире. Наиболее востребованные банковские услуги — это кредиты наличными и кредитные карты, вклады и текущие счета с начислением процентов на остаток, платежи, переводы, ну и непременный атрибут сегодняшнего дня — мобильный банк. Этого достаточно, чтобы покрыть даже не 90%, а 99% потребностей обычного человека.

BG: Какие меры реализует Почта-банк для расширения доступа граждан к финансовым сервисам?

Д. Р.: Почта-банк в период с 2016 по 2019 год активно наращивает розничную сеть. Наша миссия — сделать финансовые услуги доступными, качественными и удобными. В России до сих пор есть места, где человек не сможет открыть банковский счет или сделать перевод, даже если захочет, потому что негде. Почта-банк работает для того, чтобы таких населенных пунктов становилось меньше. Мы открываем новые окна с банковскими сотрудниками, финансовые услуги оказывают почтовые сотрудники, устанавливаем новые банкоматы и POS-терминалы. Синергия "Почты России" и банка вместе с нашей низкозатратной моделью работы позволяют нам открываться там, где классическим банкам работать невыгодно. За два года открыто более 12,5 тыс. точек в 82 регионах России. К концу этого года их будет уже 17 тыс. Сегодня точка банка есть даже на острове Валаам, куда добраться можно только по воде или по воздуху.

Второе важное направление — развитие цифровых каналов. Один раз посетив банк и подписав договор, клиент может далее пользоваться простой электронной подписью и перейти на удаленное взаимодействие с банком: открывать через мобильное приложение вклады, брать кредиты, оплачивать коммунальные и иные услуги без визита в банк. Установив приложение, наши клиенты, по сути, находятся в одном клике от банка.

Мы много общаемся с теми, кто приходит на почту, отвечаем на все вопросы в рамках нашей деятельности, уже несколько лет участвуем в мероприятиях по повышению финансовой грамотности населения. Конечно, стратегия развития Почта-банка шире, но эти направления одни из самых важных.

BG: Как можно оценить эффективность реализованных мер?

Д. Р.: За два года мы охватили услугами примерно 4,5 тыс. населенных пунктов по всей стране. В России более 1,1 тыс. городов и 130 тыс. сельских населенных пунктов. В малых городах и на селе проживают около 58 млн человек, то есть 40% населения России. Поэтому мы сразу вышли за пределы крупных городов: около 90% сети приходится на села и города с населением до 30 тыс. человек. Почта-банк целенаправленно идет в глубинку, потому что здесь вопрос доступности финансовых услуг стоит максимально остро. Почта-банк продолжит усиливать региональное присутствие и в тесном контакте с региональными властями повышать доступность финансовых услуг для россиян.

Интервью взяла Валерия Медникова

Вся лента