Оттенки алого

Маша Трауб — о подготовке ко Дню Победы в школе и дома

Как школьники и их родители готовятся к 9 Мая

На шествие "Бессмертного полка" теперь выходят и самые маленькие

Фото: Василий Дерюгин, Коммерсантъ

Новости начала мая поступали одна за одной, но по отдельности не представляли особой угрозы. Пока наконец не сложились в пугающую картину. Если раньше инициативы по проведению линеек на 9 Мая, выносу портретов в рамках акции "Бессмертный полк" и прочих общешкольных мероприятий исходили исключительно от школы и имели официальный характер, то в этом году сами родители проявили такую добровольную активность, что даже самой школе стало страшно.

Начиналось все вполне безобидно. Мне позвонила приятельница, у которой дочка тоже учится в младшей школе по соседству с нашей, и спросила, была ли у нас комиссия. Я честно ответила, что даже если и была, то на нас это никак не отразилось. А на них отразилось. Детям было велено прийти в школу в парадной форме. Девочки — с бантами и в белых колготках. У мальчиков — никаких кед, кроссовок, только ботинки. Перед первым уроком включили музыку и всех детей выстроили на производственную гимнастику. Некоторых, самых красивых детей с точки зрения бантов и ботинок, вывели в рекреацию, чтобы они делали махи руками на глазах у членов комиссии. На переменах детей оставляли в классе, чтобы не шумели, не бегали, не сверкали гаджетами и, не дай бог, не попали на глаза комиссии. Несколько девочек, из числа образцово-показательных, были отряжены для прогулок по коридору. Непременно парами. Непременно молча и медленным шагом. Четвероклашки-мальчики стояли по стойке смирно, с красными повязками дежурных на рукавах и следили за чинным дефиле девочек. Класс Насти, дочери моей подруги, был отправлен в столовую для показательного завтрака. Настя вернулась в слезах, поскольку столько не съедала не только на завтрак, но и на обед и ужин. Она фигурным катанием занимается и ей нельзя есть хлеб и манную кашу. А тут все дети были усажены за столы и силой накормлены до отвала. Чтобы комиссия видела: дети едят, прибавка в весе идет. Но этого оказалось мало. Подключились родители и в WhatsApp сообщили, что в этот день лучше прийти забирать детей в приличном виде. Каблуки и легкий дневной макияж приветствуются. Бабушки, которые кричат: "Сколько мне тебя ждать! Где твоя сменка? Опять потерял? Ищи, куда ты ее забросил!", не приветствуются и лучше на школьный двор их вообще не пускать. Всем улыбаться.

Я посмеялась и забыла про рассказ подруги. А ведь это был серьезный предварительный звоночек. Спустя несколько дней проснулся наш родительский WhatsApp и сообщил, что на линейку по случаю Дня Победы желательно всем прийти в одинаковых пилотках. И мальчикам, и девочкам. Нет, именно в зеленых, а не коричневых. Пилотки будут закуплены централизованно. Конечно, стоило сделать и портреты для "Бессмертного полка", оформленные в одном стиле, но уже не успеем. Один папа спросил, а сами портреты тоже должны быть одинаковыми, в смысле лиц, или еще нет такой инициативы? Шутка не прошла. Папу, который осмелился задать подобный вопрос, дружно осудили. Он не сдавался и сообщил, что у его сына уже есть одна пилотка коричневого цвета и одна матросская бескозырка. Зачем ему зеленая? И есть ли уверенность, что на войне воевали в пилотках именно такого цвета, какой определил родительский комитет. Принципиального папу строго попросили воздержаться от дальнейших комментариев...

В мае во всех магазинах ткани наступает сезонный дефицит фетра. Особенным спросом пользуется зеленый и алый. Это я помню еще с тех пор, когда в младшей школе учился мой сын.

Дети изготавливали поделки ко Дню Победы — гвоздики из фетра. Всего каких-то восемь-девять лет назад никого не волновало, какого именно оттенка красного должны быть цветы из ткани.

Розовый, алый, бордовый — даже вопроса не возникало. Если дети хотели делать вместо гвоздик тюльпаны или розы, да пожалуйста. Фетр, как я помню, закупали самый дешевый, на весь класс и радовались гвоздичкам, похожим на колокольчики или вообще ни на что не похожим. Сейчас я с недоумением следила за перепиской в WhatsApp — наши мамы тоже искали фетр, но обязательно алый. Никакие другие оттенки не позволяются. Как и цвет "листьев и стебелька". Только зеленый. Нормальный зеленый. Не салатовый, не изумрудный. Традиционный, проверенный временем зеленый. Оказалось, что с гвоздиками из фетра дети выйдут на торжественную линейку ко Дню Победы. И все гвоздики должны быть одинаковыми, а не какими-то оранжевыми. Мамы суматошно бегали по всем магазинам ткани, запутавшись в их названиях: "Наперсток", "Иголочка", "Ниточка", "Шкатулочка". Китай предлагал фетр расцветки "фуксия вырви-глаз" по доступной цене, а нужный алый, благородный доставлялся из Италии. Цена с учетом нынешнего курса рубля весьма приличная. Если бы итальянский фетр знал, что из него дети на уроке будут гвоздики кромсать, он бы от ужаса изменил цвет и попросился домой. Алый фетр нашелся еще в одном магазине, причем не в столичном, но сумма доставки значительно превышала цену за метр ткани.

Я пожаловалась подруге на фетр. Она хмыкнула. Их родительский комитет решил закупить на весь класс военную форму и сапоги. Сдача денег — добровольно-принудительная в формулировке: "Вы же не хотите, чтобы ваш сын (дочь) выделялись? Тем более что мы заказали съемку". Четвероклассники выстроятся на линейке в военной форме, в пилотках, с образцово-показательными портретами дедов, а нанятый профессиональный фотограф снимет все для отчета. Так что наши гвоздики — ерунда. Спасибо, что не выгоняли репетировать парад на снег, еще когда он лежал.

Впрочем, если так дальше пойдет дело, школа может самоустраниться: родители сами будут организовывать построения и муштровать детей. Которые так толком и не поймут, что они празднуют и почему вокруг такой организационный аврал. Форма, получается, важнее содержания. Военная форма...

Маша Трауб

Вся лента