Такие разные фотобиеннале

Дмитрий Буткевич — о проекте в Большом Манеже

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает о XII Международном месяце фотографии в Москве — или, попросту, фотобиеннале, проходящем в Большом Манеже.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Сегодняшнюю предпраздничную афишу я хочу посвятить проектам в Большом Манеже. Здесь открылась очередная фотобиеннале под руководством Ольги Свибловой. В этом проекте мне всегда многое было непонятно: официально он называется XII Международный месяц фотографии в Москве, а проходит сейчас с 11 апреля по 27 мая (а раньше, помнится, сроки проведения растягивались на полгода!). При этом собственно фотобиеннале, проходящая по нечетным годам, регулярно чередуется с другим похожим проектом Свибловой — биеннале «Мода и стиль в фотографии», которая проводится по четным. Так что создается впечатление, что фотографические биеннале идут в Москве круглый год.

Но оставим брюзжание и обратимся к фактам. Сейчас на минус первом уровне Манежа открыто сразу восемь фото-проектов: итальянские, американские, российские. Например, впервые в мире представлена выставка фотографий, сделанных на камеру автомобиля. Проект с названием «Moments» представляет американка, трехкратный лауреат Пулитцеровской премии Барбара Дэвидсон.

Главным, на мой взгляд, событием всей биеннале стала выставка издательского дома «Коммерсантъ» «Первополосные и закулисные». Ее куратором стал Павел Кассин, директор фотослужбы «Коммерсанта» с 2013 по 2018 год: «С одной стороны, максимально хотелось бы показать авторов, показать лучшие фотографии за 25 лет существования фотослужбы, а также трансформацию, которая за эти 25 лет произошла. Надеюсь, 370 фотографий, представленные в Манеже, отражают все эти задач».

Очень много кадров-лауреатов бесчисленных премий и наград. Свидетельства эпохи постсоветской России — от снимков штурма Белого дома до голосования Собчак и Путина на выборах-2018. Снимки первополосные — и пафосные, и почти интимные. Но всегда отменные по качеству, иногда даже являющиеся полноценными произведениями современного искусства.

Вся лента