Уклонистов призвали к закону

Депутаты хотят вернуть контроль над закупками госкомпаний у взаимозависимых юрлиц

Депутаты Госдумы выступили против бесконтрольных госзакупок у взаимозависимых поставщиков: если госкомпания имеет более 25% акций своего поставщика, то она может закупаться не по 223-ФЗ, а у единственного поставщика. Депутаты Госдумы внесли в парламент законопроект, который возвращает в 223-ФЗ отмененную с января 2018 года норму по регулированию закупок компаний у зависимых от них юрлиц. Впрочем, шансов убрать эту коррупциогенную, по мнению депутатов, норму мало. Они уже говорили о дыре в законодательстве при его принятии Госдумой в конце 2017 года, но так и не были услышаны парламентским большинством и Минфином.

Первый зампред комитета Госдумы по экономполитике Валерий Гартунг продолжает задавать Минфину вопросы о непрозрачных закупках — теперь в форме законопроекта

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Депутаты от «Справедливой России» во главе с Сергеем Мироновым внесли в Госдуму законопроект, который возвращает под регулирование закона о закупках госкомпаний (223-ФЗ) закупки у взаимозависимых юрлиц. Один из авторов законопроекта, Валерий Гартунг, в декабре 2017 года возмущался продавливаемыми Минфином поправками о выводе этих закупок из-под действия закона, называя их лазейкой в законе (см. “Ъ” от 18 декабря 2017 года). Однако возражения услышаны не были: принятые в конце 2017 года поправки в 223-ФЗ обязуют госкомпании проводить конкурентные закупки в электронном виде, за исключением отдельных случаев, в том числе закупки у взаимозависимых юрлиц. Таким образом, с января 2018 года законом не регулируются закупки госкорпораций у поставщиков, 25 или более процентов акций которых принадлежит заказчику.

Разработчики обращают внимание, что госкомпании «уже реализуют схему уклонения от регулирования закупок путем выкупа доли или акций поставщиков в размере более 25%». Данная схема уклонения от действия 223-Ф3 «крайне распространена», отмечают депутаты. Доля неконкурентных закупок госкомпаний превышает 90%, «учитывая общий объем закупок в 30 трлн руб., сумма закупок, реализованных неконкурентными способами, может составлять до 28 трлн руб.», говорится в пояснительной записке к законопроекту. По мнению депутатов, распространение 223-ФЗ на закупки у взаимозависимых госкомпаний повысит их «эффективность и прозрачность» и «существенно сэкономит бюджетные средства». Впрочем, шансов на то, что норма будет пересмотрена, мало, отмечают эксперты. В Минфине, который сейчас озабочен написанием подзаконных актов к 223-ФЗ, “Ъ” говорят, что «законопроект на рассмотрение не поступал».

Эксперты считают, что исключение закупок у взаимозависимых лиц из 223-ФЗ принципиально не повлияет на конкурентную среду в закупках — компании и раньше могли закупаться у единственного поставщика. Так, по мнению гендиректора Объединения профессиональных специалистов в области закупок Георгия Сухадольского, закупки госкорпораций у зависимых от них юрлиц могут быть как коррупционными, когда руководитель закупает у управляемой им же структуры, так и вполне прозрачными — это касается внутрихолдинговых сделок. «Законодатель пошел по пути зарубежной практики, по сути, приравнивая сделки внутри группы лиц к внутреннему взаимодействию между разными подразделениями одного юрлица. Такое взаимодействие априори непрозрачно для рынка. Как можно и повысить прозрачность, и обеспечить интересы заказчика, в том числе в условиях санкций,— вопрос очень неоднозначный»,— отмечает он. Независимый эксперт в сфере государственных и корпоративных закупок Виталий Байрашев считает, что «внутригрупповые закупки уйдут из публичного поля, о крупных миллиардных сделках мы не узнаем». По его оценкам, в основном закупки взаимозависимых компаний распространены в нефтегазовой сфере, там доля может доходить до 25%, в остальных отраслях это «мизерные проценты». «Вряд ли все заказчики ринутся пользоваться этой нормой, у них могут возникнуть проблемы с контролирующими органами, к тому же они обязаны раскрыть перечень взаимозависимых компаний. Не все рискнут это сделать, тем более во время санкций, каждый заказчик будет сам решать»,— предполагает он.

Дарья Николаева

Вся лента