Управление госсобственностью — в интересах региона

В Новосибирской области пересматривают систему управления государственной собственностью. Имеющиеся в регионе ресурсы и активы, а также вложенные в областные проекты бюджетные миллиарды должны приносить прибыль, а не убытки, уверены депутаты. Проект нового закона профильный комитет заксобрания региона рассмотрит 18 апреля.

Фото: Пресс-служба Законодательного собрания Новосибирской области

От частностей — к системной работе

Парламентарии уже в ходе апрельской сессии намерены принять в первом чтении проект закона «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области». Документ разрабатывался рабочей группой, в которую вошли все вице-спикеры и руководители профильных комитетов регионального парламента, представители регионального правительства, прокуратуры Новосибирской области. Целью разработчиков спикер областного парламента Андрей Шимкив назвал «определение единого и четкого порядка управления и распоряжения собственностью в Новосибирской области» и изменение сложившейся практики обращения с бюджетом и госимуществом. Необходимость принятия такого закона во многом связана с выявлением резонансных нарушений при рассмотрении итогов деятельности по реализации крупных, финансово емких региональных проектов, а также при разработке концессионных соглашений, предусматривающих обязательства региональной казны. По итогам проверок крупных областных активов Контрольно-счетной палатой, в рамках работы над концессиями по Центральному мосту и строительству мусоросортировочных заводов депутатам приходилось глубоко вникать в специфику, выявлять ошибки, искать альтернативные решения. Наиболее показательным примером депутаты считают концессию по мосту, в которой после вмешательства законодателей размер бюджетных гарантий сократился почти вдвое, на 43 млрд руб. Серьезные вопросы возникали к управлению ПЛП, Академпарком, Биотехнопарком, областным БТИ. Прошлым летом депутатам удалось остановить передачу в аренду Тогучинского леса, по-прежнему не решены вопросы многомиллионных вложений бюджетных ресурсов в дорогостоящий проект реконструкции насосно-фильтровальной станции (НФС) в Куйбышеве.

Комментируя инициативу по специальному законопроекту, Шимкив отмечал, что в нынешнем созыве депутатский корпус отработал уже половину срока, но похожие проблемы в управлении госсобственностью продолжают вскрываться. Чтобы перейти от частностей к системной работе, нужны четкие правила, которые и должен содержать новый закон. «В не лучшее для экономики нашей страны и области время власть должна максимально эффективно и выверенно распоряжаться теми ресурсами, которые у нее имеются, — это и бюджетные средства, и комплекс государственного имущества,— считает зампред законодательного собрания Анатолий Кубанов.— Мы видим, что идет игра в одни ворота, когда государство в лице областного бюджета, в лице наших ресурсов — площадей, земли, использует все возможности для привлечения инвесторов, развития высоких технологий, что должно послужить делу пополнения областной казны. А мы наблюдаем, что затраты при использовании нашего с вами имущественного комплекса растут, а обещанных прибылей и доходов область от реализации этих грандиозных проектов не имеет. Дальше терпеть такую ситуацию недопустимо!». Андрей Шимкив подчеркнул необходимость «исключить возможность „арифметических ошибок“ на миллиарды рублей, чтобы вложенные бюджетные миллиарды приносили прибыль, а не убытки, чтобы не было частных контор за государственный счет». Идею законопроекта поддержал и временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников. Выступая с отчетом на сессии областного парламента, он заявил, что это «действительно важно, с одной стороны — для дополнительного контроля, с другой — для будущих гарантий».

О нововведениях

Как рассказал руководитель рабочей группы, первый заместитель председателя заксобрания Андрей Панферов, законопроект предполагает разработку и принятие концепции управления и распоряжения государственной собственностью Новосибирской области на трех- или шестилетний период и ежегодное представление ее в заксобрание. Каждый год должен предоставляться в региональный парламент и отчет об управлении и распоряжении госимуществом. «В законопроекте закрепляются отдельные полномочия органов государственной власти региона в сфере заключения и реализации концессионных соглашений, отдельные вопросы управления, касающиеся участия депутатов законодательного собрания в процессе создания, реорганизации, ликвидации юридических лиц, а также решение вопросов внесения вкладов в уставные капиталы акционерных обществ»,— рассказал о содержании нового закона вице-спикер регионального парламента.

Важная новация: создание единого реестра всей региональной госсобственности, измеряющего ее не только в стоимостном, но и в натуральном выражении. Как пояснил зампред регионального парламента Владимир Карпов, такая база данных позволит видеть госимущество в развитии и оценивать положение дел на начальном и промежуточном этапах, а не только на конечном, как было раньше. «Мы сможем и в течение года рассматривать какие-то локальные проблемы, связанные с госсобственностью»,— говорит Карпов.

«Самый серьезный закон последнего десятилетия»

По сути, речь идет о создании новой системы управления и распоряжения государственной собственностью, которая позволит не просто иметь системное комплексное представление о текущем состоянии госсобственности, но и вырабатывать основные направления ее эффективного использования в интересах развития экономического потенциала территории. При этом каждый орган госвласти будет иметь свой функционал в соответствии с законодательством. Депутаты при этом будут осуществлять контролирующую функцию, что подкреплено соответствующими полномочиями. «Законопроект сложный,— считает Андрей Шимкив.— Подчеркну еще раз: никто на полномочия и работу министров не покушается. Ничего личного. Мы готовы взять и на себя ответственность за решения, которые касаются крупных бюджетных расходов».

Заместитель председателя комитета по бюджету заксобрания Валентин Сичкарев считает разработку нового пакета законов вынужденной, но жизненно необходимой. «Как говорят: чем чаще счет — тем крепче дружба!»— сказал законодатель.

«Инициатива разумная и своевременная,— убежден заместитель председателя комитета по госполитике Игорь Умербаев.— К сожалению, много примеров, когда госсобственность используется неэффективно. Любой из проектов мотивируется тем, что создаваемое учреждение или предприятие будет приносить отдачу. Проходит какое-то время — результата нет. По-моему, это происходит потому, что нет персонифицированной ответственности, постоянного контроля». «Будем прорабатывать некоторые вещи совместно, но с депутатским участием,— комментирует зампред комитета по ЖКХ Вадим Агеенко.— Потому что некоторые очень крупные проекты, которые в конечном итоге ложатся на бюджет области, проходят порой без депутатов. И нужен механизм согласования с депутатским корпусом, предварительно или на каком-то этапе. Ведь ответственность и за область, и за бюджет области мы несем солидарно. Раз совместная ответственность, значит, крупные проекты должны совместно и возникать».

«Чтобы эффективно распоряжаться собственностью, необходимо ее очень тщательно контролировать,— говорит Анатолий Кубанов.— Поэтому, конечно, новации в этом законопроекте касаются усиления контроля, причем в соответствии с нашими полномочиями. И все это послужит делу наполняемости нашего областного бюджета и более рачительного хозяйского использования земель, зданий, акций, которые находятся в управлении областного правительства».

Заместитель председателя бюджетного комитета регионального парламента Ирина Диденко убеждена: «Все, что находится в собственности области, — это актив, ресурс, который должен работать на интересы региона. Для этого мы должны иметь комплексное представление о том, что регион имеет, как это используется и главное — для развития экономического потенциала территории — иметь возможности выработки предложений и основных направлений эффективного использования госсобственности».

По мнению Владимира Карпова, закон «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области» — наиболее глубокий и серьезный закон последнего десятилетия, который рождается в дебатах, в дискуссиях, с детальной проработкой. «Это не надуманная проблема, она на слуху, она резонансно отзывалась в информационной среде, среди жителей Новосибирской области и Новосибирска, и это совершенно правильно»,— аргументирует собеседник.

Анализ опыта регионов

Инициативы законодательного собрания в сфере управления госсобственностью — это не попытка усилить свою роль, не стремление вмешиваться в оперативное управление, а положительный опыт и сложившаяся практика взаимодействия исполнительной и законодательной власти в значительном количестве субъектов РФ. В работе над законопроектом депутаты использовали опыт Ульяновской, Смоленской, Томской, Челябинской областей, Пермского и Красноярского краев. «Опыт этот чрезвычайно пестрый,— поделился Владимир Карпов.— У каждого региона мы видели какую-то особенность и смотрели, насколько она к нам применима. В итоге собрали пакет с различными трактовками норм нашего будущего закона, но все же поняли, что только самостоятельно мы можем разработать и принять качественный закон».

На днях делегация депутатов и сотрудников аппарата нашего законодательного собрания побывала в томской областной думе с целью изучения опыта осуществления контрольных полномочий регионального парламента в сфере управления и распоряжения госсобственностью. Между законодательной думой Томской области и законодательным собранием Новосибирской области с 15 марта 2013 года действует Соглашение о развитии межпарламентских связей.

Законодатели выяснили, что в Томской области работает сразу четыре закона, определяющих функционал двух ветвей власти в области управления и распоряжения госимуществом. Причем по каждому из законов законодателям предоставляется ежегодный отчет. Также действует государственная программа «Эффективное управление государственным имуществом Томской области» и три ведомственных отраслевых программы, по которым депутаты также заслушивают отчеты. При этом созданная еще в 2004 году система взаимодействия ветвей позволяет совместно комплексно и объективно заниматься вопросами использования и распоряжения госсобственностью.

«Мы убедились, что находимся на правильном пути,— заявил председатель бюджетного комитета заксобрания Новосибирской области Александр Морозов.— Ключевое значение имеет правильное разделение полномочий исполнительной и законодательной власти, разделение ответственности для каждого субъекта. С другой стороны, всякая проектная деятельность исполнительной власти находит экспертное отражение в деятельности власти законодательной».

Опрошенные «Экономикой региона» независимые эксперты полагают, что региональные нововведения будут результативны при условии сохранения баланса полномочий законодательной и исполнительной ветвей власти. «Конечно же, ситуации многомиллионных убытков от использования государственных ресурсов наглядно доказывают, что назрела необходимость перестройки механизма управления собственностью,— уверен партнер московского адвокатского бюро „Казаков и партнеры“ Андрей Трушин.— Но важно очень взвешенно проработать новый механизм. В частности, если депутаты будут участвовать в процессе создания, реорганизации, ликвидации юрлиц, нужно, чтобы это не создавало проволочек в принятии хозяйственных решений».

Управляющий партнер адвокатского бюро «Гребнева и партнеры» Ирина Гребнева считает рациональным и своевременным создание единого реестра госсобственности. «Знаю случай, когда о выводе активов госпредприятия власти стало известно только через несколько лет,— говорит юрист.— Очень важно создать инструмент для отслеживания состояния материальных ресурсов. Это необходимый элемент действенной системы управления госимуществом».

Обсуждение проекта закона внесено в повестку заседания комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности, которое состоится 18 апреля.

Елена Богданова

Вся лента