«Русал» пока не находит опоры

Удастся ли компании устоять на рынке на фоне санкций

С утра 16 апреля акции «Русала» снова резко упали, показав антирекорд. На Гонконгской бирже они потеряли почти 30% и просели до уровня 1,42 гонконгский доллар за бумагу. На Московской бирже на открытии падение составляло 15%, но затем уменьшилось. Акции одного из крупнейших мировых производителей алюминия начали падать 6 апреля на фоне новых американских санкций. Тогда они обрушились сразу почти на 50%, но впоследствии отыграли часть потерь. Введенные Вашингтоном ограничения означают блокировку активов «Русала» в США и запрет на бизнес с компанией для американских граждан.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Сможет ли «Русал» устоять на фоне возникших у него проблем и остановить падение на фондовом рынке? Советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов считает, что «Русал» справится с трудностями. Однако скоро в аналогичном положении могут оказаться и другие крупные игроки российского бизнеса, полагает эксперт.

«Скорее всего, компания найдет способ, как перестроить свои бизнес-процессы таким образом, чтобы под ограничения не попадать. Обычно такого рода меры совершенно не афишируются до тех пор, пока не будут внедрены, — заметил он. — Есть ожидания, что со временем подобного рода санкции могут распространиться на очень широкий спектр крупного российского бизнеса. Вот эти опасения и являются одним из элементов пресловутого санкционного давления. Формально, следуя логике и пресловутому "кремлевскому докладу", который опубликован не так давно, легко предположить, что из хоть сколько-нибудь крупных бизнесов, чьи владельцы обладают состоянием свыше $1 млрд, под угрозой находятся все».

На американском рынке «Русал» получал порядка 20% выручки. Переориентировать поставки компании, скорее всего, удастся. Однако, будущее «Русала» зависит от того, сумеет ли компания решить вопрос о смене валюты расчетов с доллара, скажем, на евро. Так считает главный аналитик управляющей компании Ronin Trust Андрей Верхоланцев: «Если брать цифры, то это примерно порядка 700 тыс. тонн. То есть нельзя сказать, что это совсем незначительные цифры, но, тем не менее, наверное, не столь критичные. Безусловно, компании придется каким-то образом трансформировать свою сеть и перенаправлять те объемы, которые прежде шли на рынок США. Критичным является тот факт, что и выручка, и долг компании были номинированы в долларах, а новые санкции, по сути, означают запрет на операции в валюте. Основная сложность заключается как раз в изменении валюты расчетов и времени, которое для этого потребуется компании».

Минфин США дал месяц на продажу акций и долговых инструментов «Русала», ограничение на операции вступает в силу 7 мая.

Андрей Загорский

Вся лента