Францию накрыла волна забастовок

Что стало причиной массовых протестов

Во Франции началась забастовка железнодорожников. Местные СМИ уже сообщают о транспортном коллапсе: в воскресенье с вокзалов отправился лишь каждый пятый рейс. Забастовка продлится три месяца. Машинисты выступают против государственной реформы — правительство лишило их части социальных льгот. Пострадают ли туристы и пойдет ли правительство навстречу железнодорожникам? Об этом — собственный корреспондент «Коммерсантъ FM» во Франции Денис Стрелков.

Фото: Pascal Rossignol, Reuters

Вместо поездов — пустые платформы и многокилометровые пробки. Забастовка железнодорожников во Франции совпала с началом школьных каникул. Результат — перегруженные автодороги, в междугородних автобусах мест просто не осталось. Многим французам пришлось отменить свои планы и отказаться от отпусков. Забастовка продлится до конца июня, поезда не будут ходить два дня в неделю. Глава национальной французской железнодорожной компании Гийом Пепи такой протест назвал настоящим ударом: «18 раз по два дня, то есть больше месяца. Я просто не могу себе представить такую забастовку. Не знаю, вынесут ли ее французы. Она абсолютно неуместна, профсоюзы решили осложнить жизнь граждан перед обсуждением реформы в парламенте 9 апреля».

Несмотря на неудобства, более 40% французов выступают за забастовку. На прошлой неделе в Париже митинг в поддержку железнодорожников собрал около 3 тыс. человек. Участники протеста жгли мусорные баки и велосипеды и кидали в полицию бутылки. По мнению представителя профсоюза Жаки Вагнера, забастовка не закончится, пока правительство Франции не уступит и не вернет социальные льготы: «Нужно продолжать забастовку — государство не понимает простых слов. Оно может понять нас только тогда, когда мы прекращаем работать. Конец июня — это лишь временная дата, забастовка может продлиться дольше. Мы продолжим бороться до конца, даже если придется заблокировать движение поездов полностью. И ответственны за эту забастовку не мы, а президент Эмманюэль Макрон и его реформы».

Фамилия президента Макрона звучит часто. Для сокращения дефицита бюджета президент реформирует почти все социальные службы, и протесты против реформ — это протесты прежде всего против него. Бастуют не только железнодорожники: к ним присоединились сборщики мусора и сотрудники национальной энергетической компании.

Самые крупные протесты — среди студентов. Правительство хочет ввести конкурс на поступление в бакалавриат и ограничить число мест в ВУЗах. В ответ студенты срывают экзамены и пытаются даже захватить здания университета. Об этом «Коммерсантъ FM» рассказал глава студенческого профсоюза Коллан Жюд: «Мы пытались остаться в университете на ночь, но каждый раз ректор вызывал специальные отряды полиции. Нас выгоняли дубинками и слезоточивым газом. Мы считаем, что у реформы железнодорожной компании и образования одна цель — вывести из строя социальную систему. И хотя студенты тоже страдают от забастовки, я считаю, что она необходима. Мы должны выразить свою поддержку железнодорожникам».

Несмотря на протесты, правительство заявляет: Макрона выбрали как раз для того, чтобы провести реформы. Чиновники не готовы отказываться от изменений. Профсоюзы отвечают: если не будет уступок. забастовка может стать бессрочной. Значит, из транспортного коллапса Франция выберется нескоро.

От забастовки пострадают и российские туристы: поезд Москва–Ницца в эти дни будет следовать только до Италии. Там путешественников будут пересаживать на автобусы.

Вся лента