«Ограблению века» во Франции снова не нашли организатора

Второго кандидата на эту роль приговорили лишь к 30 месяцам лишения свободы

Суд Марселя приговорил к 30 месяцам тюремного заключения 74-летнего Жака Кассандри, который утверждал, будто бы именно он организовал до сих пор не раскрытое «ограбление века» во Франции в 1976 году, когда из хранилища банка Societe Generale было похищено 46 млн франков. Столь незначительный срок лишения свободы объясняется тем, что суду так и не удалось найти доказательств причастности Кассандри к организации того ограбления, поэтому его просто судили за мелкие преступления, которых у него как у главаря марсельской преступной группировки предостаточно.

Фото: Jean-Paul Pelissier / Reuters

Начавшийся в феврале этого года в Марселе процесс по делу лидера местной организованной преступной группировки 74-летнего Жака Кассандри обещал быть очень громким — он обвинялся в организации преступления 1976 года, которое назвали ограблением века во Франции. Тогда банк Societe Generale лишился 46 млн франков (около $36 млн), которые так и не были впоследствии найдены. Однако дело против него практически развалилось за отсутствием веских доказательств вины даже несмотря на то, что Кассандри в своих мемуарах признался в организации того ограбления. В результате преступнику придется отсидеть всего 30 месяцев, да и то за нецелевое расходование средств своих компаний, мошенничество, использование связей и т. п.

16 июля 1976 года из ячеек в подземном хранилище отделения банка Societe Generale в Ницце пропали драгоценности, золотые слитки и наличные средства на сумму 46 млн франков.

Преступники проникли в хранилище через прорытый восьмиметровый тоннель, который шел из канализационного коллектора под городом, и пробурили почти двухметровую бетонную стену подземного помещения.

Тоннель преступники рыли больше двух месяцев. По коллектору, частично заполненному сточными водами, они передвигались на надувных плотах, на них же доставляли инструменты и тяжелое оборудование, вдоль стен тоннеля протянули многометровые электрические провода, чтобы хорошо освещать место работ. Для поддержания настроения стены тоннеля преступники увешали пикантными картинками, а в процессе работы нередко прикладывались к бутылке — полиция обнаружила под землей пустую тару в изобилии, а также объедки и пустые сигаретные пачки.

В банковское хранилище злоумышленники проникли в выходные, когда их никто не мог побеспокоить, и два дня спокойно обчищали 370 банковских ячеек. Уходя с добычей, преступники заварили дверь в хранилище (баллоны с ацетиленом для сварки тоже валялись в тоннеле).

Вышедшие на работу в понедельник сотрудники отделения Societe General не сразу смогли войти в хранилище — сначала пришлось вскрывать дверь, а когда вошли, их встретили хлынувшие из коллектора сточные воды. На стенах были обнаружены выцарапанные слова «без оружия, без насилия, без ненависти».

По итогам расследования был задержан один-единственный человек — Альбер Спаджари, который сначала отрицал свою причастность к громкому преступлению, а потом вдруг изменил показания и назвал себя организатором.

По его словам, на идею такого ограбления банка его натолкнул прочитанный им роман. А похищенные средства он якобы намеревался потратить на финансирование некоей мутной националистической организации, поскольку сам придерживался таких взглядов и в свое время был членом ультраправой подпольной националистической организации OAS (секретная вооруженная организация, действовавшая на территории Франции, Алжира и Испании в последние годы Алжирской войны 1954–1962 годов).

Но засудить единственного подозреваемого так и не удалось. В 1977 году Спаджари прямо в ходе судебного процесса отвлек судью, якобы намереваясь предоставить какие-то новые улики, а сам выпрыгнул в окно из зала заседания (с высоты 6 м). На улице его уже поджидал сообщник на мотоцикле, и они мгновенно затерялись в переулках. Потом он в багажнике автомобиля добрался до Парижа, а оттуда ускользнул за границу. Он прожил еще 12 лет, мотаясь из одной страны в другую, чтобы скрыться от полиции. Между переездами он успел написать книгу, в которой рассказал об организации ограбления банка, признавая свою главную роль в этом преступлении. В 1989 году Спаджари умер от рака, находясь в Италии. Похищенные драгоценности и деньги так и не были найдены.

«Ограбление века» в памяти людей стало постепенно превращаться в легенду, в немалой степени благодаря многочисленным экранизациям этой истории (например, британский фильм 1979 года The Great Riviera Bank Robbery с Иэном Макшейном в главной роли, или французский фильм Les Egouts du Paradis того же года, снятый прямо по книге самого Спаджари).

Как вдруг в 2010 году во Франции вышла книга «Правда об ограблении в Ницце» с рассказом о событиях 1976 года. Автор — некий Амиго — написал, что это он тот самый гениальный мозг, стоявший за ограблением века, что он устал жить в тени Спаджари, которого все считают организатором, и хочет, наконец, получить и свою долю славы. Имя автора — явный псевдоним — полиция быстро раскрыла, а проведя обыски в доме Жака Кассандри, лидера местной организованной преступной группировки, нашла подтверждение своей версии: у него в компьютере обнаружились черновики книги. Кроме того, он уже был хорошо знаком правоохранительным органам: в 1970-е годы привлекался к ответственности за торговлю героином, а в середине 1990-х вместе с женой отсидел четыре года за сутенерство. Полиция рассудила, что сейчас Кассандри решил сознаться в деянии 1976 года, понадеявшись, что срок давности у того преступления уже истек.

Представ перед судом, Кассандри не стал отпираться от авторства книги, однако заявил, что все написанное в ней — художественный вымысел, а он — честный пенсионер. Его защитники настаивали на том, что текст художественного произведения не может быть использован в качестве признательных показаний.

Следствие потратило несколько лет на поиски доказательств причастности Кассандри к ограблению, в частности искали подтверждения отмывания средств, использования награбленного в его многочисленных фирмах и запутанных сделках. По словам некоторых найденных следствием свидетелей, Кассандри когда-то в разговорах с ними хвастался организацией «ограбления века». Говорили свидетели и о том, что однажды он в качестве финансовых гарантий предоставил семь слитков золота, а в другой раз накупил мехов на несколько десятков тысяч евро. Кроме того, полиция указывала на красноречивость того факта, что в 1976 году Кассандри был разорен, а после ограбления вдруг быстро пошел в гору.

Сторона обвинения настаивала, что этих и других улик и фактов достаточно для признания вины Кассандри в связях с организованной преступностью и в отмывании денег (за организацию ограбления его судить не могли за истечением срока давности, а отмывание средств согласно французским законам не имеет таких ограничений), и требовало приговорить его к пяти годам лишения свободы и штрафу в размере €300 тыс.

Максимальным наказанием по вмененным ему преступлениям был бы десятилетний срок с конфискацией всего имущества, а это несколько частных домов в разных районах Франции, ночные клубы, бары, автомобили и т. д.

Однако суд решил иначе, и Кассандри приговорили к 30 месяцам лишения свободы и штрафу в €200 тыс. за подкупы, мошенничество, незадекларированные работы, нецелевое использование средств и ряд других незначительных по сравнению с ограблением и отмыванием средств обвинений. Учитывая, что в ходе предварительного следствия Кассандри уже отсидел шесть месяцев, долго скучать за решеткой ему на этот раз не придется. Зато, возможно, появится материал для новой книги.

Алена Миклашевская

Вся лента