Постсоветский язык

Детали

Какой статус имеет русский язык в государствах, образовавшихся после распада СССР

В Белоруссии русский язык является государственным. На референдуме 1995 года 83,3 процента населения проголосовало за придание русскому языку такого статуса наравне с белорусским. В органах Союзного государства в качестве рабочего языка используется русский.

В ряде постсоветских стран русский язык конституционно признан официальным языком, но его использование законодательно ограничено в некоторых сферах в пользу государственного языка. Так, в Киргизии нормативные правовые акты органов местного самоуправления в большинстве муниципалитетов принимаются только на киргизском. В Казахстане русский язык используется в госорганизациях и органах местного самоуправления, однако в феврале 2018 года Нурсултан Назарбаев поручил парламенту и правительству страны перейти на казахский язык. Ранее в 2017 году в Казахстане был принят закон о переходе государственного языка на латинскую графику.

В Конституции Таджикистана 1994 года за русским закреплен статус языка межнационального общения. Однако в законе о языке 2009 года подчеркивается, что общаться с органами государственной власти необходимо на таджикском языке. В 2010 году в Таджикистане была отменена обязательная публикация нормативно-правовых актов на русском языке. В законодательстве Узбекистана статус русского языка не закреплен, де-факто он используется в официальных документах. В Туркмении до 1996 года русский имел статус языка межнационального общения. В Конституции 1996 года русский язык не упоминается.

В Молдавии за русским закреплен статус языка межнационального общения. По Конституции, государство признает и охраняет право на его сохранение, развитие и функционирование. В непризнанной Приднестровской Молдавской Республике русский язык является официальным наряду с молдавским и украинским.

В 2012 году на Украине был принят закон, согласно которому в 13 южных и восточных регионах страны за русским языком закреплялся статус регионального. Это позволило местным властям использовать русский язык в официальной документации. В феврале 2014 года Верховная рада постановила считать закон утратившим силу, а в феврале 2018 года он был признан неконституционным. Кроме того, в сентябре 2017 года на Украине был принят закон, запрещающий преподавание на языках национальных меньшинств (в том числе на русском) в школах начиная с 5-го класса, а также издание русскоязычных учебников. К 2020 году планируется полностью прекратить обучение на русском.

В сентябре 2017 года в Армении за русским языком был закреплен статус иностранного. В армянских школах он является обязательным предметом со второго класса. В действующей Конституции Азербайджана положение о статусе русского языка не регламентируется, однако она гарантирует свободное использование и развитие языков, на которых говорит население. В Конституции Грузии статус русского языка также не определен.

В Абхазии и Южной Осетии русский язык имеет статус официального.

В Латвии, Эстонии и Литве русский язык имеет статус иностранного. При этом в первых двух странах русские составляют около четверти населения. На референдуме 2012 года в Латвии о придании русскому статуса второго государственного языка за проголосовали 24,9 процента, и поправки не были приняты. В Эстонии для местных самоуправлений, в которых языком большинства жителей является русский, предусмотрена возможность введения русского как второго языка делопроизводства.

Подготовил Михаил Малаев

Вся лента