«Не все потеряно»

Виктор Лошак — о возможности мира в Донбассе

В Донбассе начало действовать «пасхальное перемирие». Может ли оно стать хотя бы шагом к миру и что для этого должны сделать стороны? Об этом — журналист Виктор Лошак.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

На Украине к «пасхальному перемирию» относятся с осторожной надеждой, но больше с иронией – на донбасском фронте не было еще перемирия, которое продержалось бы долго, как его ни называй. Прошлое, к примеру, было названо «абсолютным» и продержалось около десяти часов. Почему перемирие, как и любой другой приказ сверху, здесь не выдерживается, приблизительно понятно – эту войну ведут полевые командиры, а значит, фронт разбит на многие участки, на каждом из которых у противостояния свой градус и свой сюжет.

За перемирие только весенняя распутица — вести войну в грязи и на непроходимых дорогах никому не удобно.

Петр Порошенко воспользовался моментом и отправился в прифронтовой Мариуполь и Волноваху. Его духоподъемные речи можно понять – уже через год на Украине новые выборы президента. В Мариуполе Порошенко предсказал после окончания перемирия ввод миротворцев и обещал говорить об этом с канцлером Меркель во время своего предстоящего визита в Германию. Возможно, украинскому президенту еще не рассказали, что в «локомотиве минского процесса» особенно много скептиков по поводу идеи миротворцев. Все понимают, что Киеву нужны миротворцы лишь на границе с Россией, а России — в лучшем случае — вдоль линии фронта. И что украинские политики ни за что не обратятся к террористам, как они их называют, из ЛНР и ДНР, а без этих персонажей по поводу миротворцев договориться точно не удастся.

При этом официальная украинская политика демонстрирует последние год-два показную уверенность в том, что вот-вот Донбасс вернется в лоно «нэньки Украины». Впрочем, не только демонстирует, но и предпринимает определенные шаги. Они касаются и удобства пограничных переходов для донецких жителей, челночащих на украинскую территорию за пенсиями и более дешевыми продуктами, и, например, предложения бывшего президента Леонида Кучмы, вынесшего на обсуждение идею закона «О прощении», который потребуется как основание перехода нынешних сепаратистов к мирной жизни.

Все ждут, что новый срок Владимира Путина станет и новым взглядом российской власти на урегулирование. Все понимают, что в ситуации крайнего напряжения отношений с ЕС было бы важно и полезно для европейского общественного мнения услышать из Кремля какой-нибудь мирный посыл. Например, о том, что Москва в принципе признает Донбасс территорией Украины, а границу Донецкой области — как государственную между Украиной и Россией. Правда, хорошо бы параллельно прикрутить антиукраинскую истерику пропагандистов и вообще всех, кто толчется «у кассы» этого конфликта. Это необходимо, чтобы, в первую очередь, не сдавать козыри киевской партии войны. А во вторую – показать понимание, что мы не против интеграции Украины с Европой, потому что отвязанный, принимающий решения в угаре национализма Киев для нас опаснее, чем страна, выстроенная по европейским канонам и правилам.

Не все потеряно, если вспомнить, что, несмотря на всю глубину противоречий, Россия в прошлом году была главным торговым партнером Украины — наши страны наторговали на $11 млрд.

Важно дать гарантии лидерам Донецка и Луганска, найти всем желающим переехать из этих краев применение в России, а заодно разъяснить, что никто не собирается делать ДНР и ЛНР новым российскими республиками. России нужны люди, но никак не земля.

Нет задачи и дальше плодить непризнанные республики бедняков.

Последних, к сожалению, и в самой России хватает.

Вся лента