Бизнесу предлагают «выселиться» из офисов

Что изменит новая система регистрации компаний

Минэкономразвития предлагает упростить регистрацию компаний. Если сейчас для начала работы нужно сообщить в ФНС юридический адрес, то с июля будет достаточно прикрепиться к ближайшему почтовому отделению. Законопроект уже вынесен на общественное обсуждение. Что это изменит?

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Глава комитета по налогам московского отделения «Опоры России» Сергей Зеленов надеется, что изменение системы регистрации сузит рынок фиктивной аренды, который сейчас процветает. «Это не прорыв какой-то законодательный, а, скорее, прорыв разума. Огромное количество бизнесменов работает, не нуждаясь в каком-либо офисе, — либо по домам, либо на фрилансе, либо "на коленке". Кроме того, все инструменты подачи отчетности уже давно стали электронными, — заметил он. — Бизнес в огромном количестве оформляет фиктивную аренду. В России в свое время было агентство, в котором продавались юридические адреса с возможностью получения почты. Эта опция осталась, но не в формате таких услуг, а в формате владельцев офисных центров. Конечно же, после принятия этого законодательного акта мы увидим, что люди открепляются от этих офисов и приписываются к почтовым отделениям».

Собеседники «Коммерсантъ FM» отмечают, что сейчас фиктивная аренда офиса может стоить компании до 100 тыс. руб. в год — это средние расценки для Москвы. Для малого бизнеса такие издержки имеют значение.

Но юридический адрес нужен фирмам не только для регистрации и работы с надзорными органами, подчеркнул партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин. «Прописки на почте» может быть недостаточно для взаимодействия с банками и контрагентами, предупреждает эксперт: «На одном адресе больше двух компаний регистрировать нельзя. Это негласное правило.

Если в почтовом отделении на одном адресе будет сотня предприятий, то в текущих реалиях это все попадет в массовые адреса.

Могу сказать, что когда я проверяю своего контрагента и вижу у него массовый адрес, то у меня сразу флажок в программе выскакивает, что либо с этим контрагентом не нужно работать, либо его нужно тщательнее проверять. Это превратится в то, что все контрагенты, регистрирующиеся на почте, будут признаваться "серыми", и им просто будет тяжело вести свой бизнес».

Сложности у фирм без собственного адреса могут возникнуть и с обслуживанием в кредитных организациях. Особенно это касается кредитов, пояснила зампред правления Ланта-банка Ирина Рысь.

«Для открытия счета банку будет вполне достаточно почтового адреса. В век современных технологий большая часть общения все-таки происходит посредством, например, дистанционного банковского обслуживания. Так что именно для расчетно-кассовых операций этого будет достаточно. Что же касается кредитования, то, скорее всего, такой минимум регулятора не устроит, потому что этот инструмент все-таки включает в себя такой неприятный элемент, как претензионная работа в случае просроченной задолженности. В этом случае суду необходимо предоставить прямые доказательства того, что уведомление было доставлено, — говорит она. — Конечно, необходимо некое послабление в регулировании банковской деятельности. На сегодняшний день регулятор предъявляет достаточно серьезные требования к кредитным организациям с точки зрения оценки не только заемщика, но и клиента. Ставятся определенные стоп-факторы, в том числе и по адресу».

Упрощенную регистрацию бизнеса уже поддержала «Почта России» — в госкомпании уверяют, что нагрузка на отделения не вырастет.

Юлия Кошкина

Вся лента