Под знаком диджитализации

На пресс-конференции для журналистов федеральных и региональных СМИ Председатель Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк Владимир Салмин подчеркнул: усиление вектора диджитализации всех процессов в банке дает не только бизнес-эффект, но и дополнительные возможности для клиентов. Поэтому Сбербанк намерен усиливать работу инновационной инфраструктуры.

Фото: Сбербанк

«Мы активно движемся по пути максимальной диджитализации бизнес-процессов: открыть расчетный счет, депозит, направить платежное поручение, получить справку, счет-фактуру, выписку и так далее, - все можно, не приходя в банк. Объем электронного документооборота с клиентами растет постоянно, сейчас в части расчетных документов юридических лиц он составляет около 99%», - рассказал глава ЦЧБ.

Сбербанк все более активно использует анализ информации, баз данных с применением элементов искусственного интеллекта. Благодаря этому сокращаются сроки рассмотрения заявок и нагрузка на заявителя в подготовке необходимых для получения кредита документов. Банк на основании имеющейся у него базы данных самостоятельно просчитывает размер возможного риска и предлагает воспользоваться готовым решением. Клиентам с устойчивым финансовым положением по упрощенной модели рассматриваются краткосрочные кредиты - так называемые «простые сделки». С увеличением объема имеющейся у банка информации количество автоматически рассчитываемых предложений без участия кредитных аналитиков будет увеличиваться, следовательно, сроки выдачи кредитов сокращаться.

Владимир Салмин отметил, что в процессе взаимодействия банк анализирует не только бизнес заемщика, его деловую репутацию, но и оценивает «работу периметра компаний, с которыми заемщик связан по юридическим и экономическим признакам, и которые могут оказывать влияние на его бизнес». Тем самым помогает клиенту увидеть потенциальные проблемы в его бизнесе и принять правильное решение не только о кредитовании, но и в целом по его деятельности.

Такой системный подход позволяет банку удерживать высокое качество кредитного портфеля. За 2017 год остаток кредитов, содержащих просроченную задолженность, снизился на 12% на фоне растущих темпов кредитования. При этом, только по сегменту «малый бизнес» объемы финансирования основного и оборотного капитала клиентов увеличились за прошлый год на 2,5 млрд. руб.

«Тарифная политика банка построена на предоставлении возможности клиентам выбрать оптимальные, снижающие финансовую нагрузку условия обслуживания в соответствии с потребностями бизнеса в конкретный период», - подчеркнул Владимир Салмин.

Для начинающего бизнеса банк предоставляет пакетное предложение «Легкий старт», предусматривающий бесплатное открытие счета и льготные тарифы на основные операции. По словам главы ЦЧБ, с начала запуска Тарифного плана в 2017 году к нему подключилось более 6 тыс. клиентов. Сегодня более 55 тысяч организаций и предпринимателей выбрали для себя наиболее выгодный, в соответствии с особенностями ведения бизнеса, тарифный план.

Основной упор банк делает на создание благоприятных тарифных условий дистанционного обслуживания клиентов, с использованием уже известных систем «Сбербанк Бизнес Онлайн»,, «Е-invoicing». Удаленные каналы обслуживания экономят не только время клиентов, но и существенно снижают затраты на банковское обслуживание.

На пресс-конференции спикер отметил усиление тренда использования дистанционного обслуживания не только предпринимателями, но и всеми жителями макрорегиона. За 2017 год доля платежей в альтернативных каналах выросла почти на 6,9%, или на 40 млн. платежей. Таким образом, в удаленных каналах обслуживания осуществляется уже 61,8% таких операций.

Следствием взаимодействия с банком в виртуальной и расширенной реальности стало появление избыточных офисных площадей, от которых ЦЧБ начинает избавляться, выставляя их на продажу.

«В местах, где необходимо сохранить отделение, банк продает здание, но с условием обратной аренды его части, необходимой для обслуживания клиентов. Продажа офисов ведет к оптимизации издержек, связанных с содержанием зданий. Арендовать недвижимость зачастую бывает выгоднее, чем владеть ею», - пояснил Владимир Салмин.

В частности, сотрудники аппарата Липецкого головного отделения теперь разместятся в одном помещении по адресу: Первомайская, 2, а высвободившееся здание по ул. Петра Великого, 3 продается. Это стало возможным за счет проведения реконструкции здания и оптимального размещения рабочих мест.

Аналогичные мероприятия по оптимизации проведены и в других областных центрах, например, в Тамбове. По словам спикера, всего планируется к реализации около 100 зданий в системе ЦЧБ. По каждому проводится расчет наиболее эффективного способа выбытия - продажа всего здания или его части, аренда и другие варианты. При этом подразделение банка остается на месте для того, чтобы клиенты могли получать банковские услуги как по удаленным каналам, так и непосредственно в офисе.

По мнению главы ЦЧБ, развитие удаленных каналов обслуживания никоим образом не должно вызывать дискомфорт у тех, кто хотел бы получать услуги банка по старинке. У клиентов остается возможность проводить операции в сети внутренних структурных подразделений (ВСП), в том числе, и в районных центрах. В текущем году планируется расширить перечень доступных операций в данных точках для юридических лиц в четыре раза. Например, будут добавлены операции по выпуску и выдаче бизнес-карт, выдаче счет-фактур, приему или возврату исполнительных документов клиентов и некоторые другие.

Считая главным приоритетом в работе качество обслуживания клиентов, Сбербанк с 2017 года в Ставрополе, Туле, Новосибирске создал «Центры корпоративных решений» с целью обеспечения операционной удаленной поддержки корпоративных клиентов всей страны в режиме 24х7. Клиенты могут обращаться в Центр за консультациями по всему перечню операционных вопросов по продаже продуктов Сбербанка.

Постоянный мониторинг обратной связи, ориентир на потребности клиентов в развитии сервисов дает результаты: за прошлый год клиентская база ЦЧБ по юридическим лицам выросла почти на 14 тыс. клиентов, причем, для большинства из них это был банк первого выбора. И это Владимир Салмин считает «поводом для гордости». Как и то, что в условиях достаточно жесткой конкуренции банку удалось нарастить свое присутствие на региональном рынке активных операций. В портфеле банка по юридическим лицам прирост составил 20,7 млрд. руб., по физическим - на 24,7 млрд. руб.

«В условиях непростой экономической ситуации я считаю это серьезным достижением», - прокомментировал цифры руководитель ЦЧБ, и добавил: «Уверен, внимание к потребностям клиента и развитие сотрудников – это единственно правильная формула, приводящая к успеху и достижениям, это наше конкурентное преимущество, позволяющее реализовывать самые амбициозные стратегические задачи».

Вся лента