«Искусство двигающееся и искусство оптическое»

Дмитрий Буткевич — о выставке в МСИ «Гараж»

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает о выставке «Трансатлантическая инициатива: Кинетическое искусство и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке в 1950-1970-е».

Фото: Алексей Народицкий/МСИ«Гараж»

Как вы наверняка знаете, Музей современного искусства «Гараж» в этом году отмечает свой первый юбилей — десять лет со дня основания. Сначала «Гараж» расположился в здании Бахметьевского автобусного парка в Марьиной роще конструктивиста Константина Мельникова (откуда и получил свое название; сейчас здесь разместились помещения Еврейского музея и Центра толерантности). В 2012-м он переехал в парк Горького, в деревянный временный павильон японца Шигеру Бано. В 2015-м обрел постоянное место в бывшем ресторане «Времена года», перестроенном Ремом Колхасом.

Сейчас здесь открыто несколько выставок, из которых наиболее интересной представляется экспозиция со скучнейшим названием «Трансатлантическая инициатива: Кинетическое искусство и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке в 1950-1970-е». За этими словами скрыто интереснейшее явление в искусстве середины XX столетия — кинетизм и близкий ему по духу, возникший практически одновременно, оп-арт, искусство двигающееся и искусство оптическое.

Сразу скажу, что я ожидал большего. Выставка организована Варшавским музеем современного искусства, поэтому основной корпус авторов составили польские мастера с привлечением большого числа хорватских и словенских художников, а также представителей южноамериканского континента.

Интересно и познавательно, однако для того, чтобы увлечься кинетизмом этого явно недостаточно. Территория бывшего СССР представлена несколькими латвийскими и эстонскими авторами. Отдельная часть экспозиции отдана русским советским художникам — московской группе «Движение», упоминается также казанская группа «Прометей».

Мне приходилось в 2014-м делать выставку «Время Движения», посвященную 50-летию отечественного кинетизма. Знаю, как трудно работать с этими художниками и как трудно отыскивать их оригинальные произведения. Однако попытаться, думаю, стоило. Тем более, когда ты делаешь первую в России выставку международного кинетизма и оп-арта. А так — поздняя живопись Хулио Ле Парка, современная реконструкция цветодинамической скульптуры «Атом» 1967 года Вячеслава Колейчука… Ни Виктора Вазарелли, ни Жана Тэнгли.

Вся лента