Ренессанс эпохи дирижаблей

Спустя почти сто лет они вновь становятся транспортом будущего

Принято считать, что время дирижаблей бесповоротно ушло с катастрофой «Гинденбурга» в 1937 году. После нее от идеи перевозок пассажиров и грузов на них отказались, сочтя риски слишком высокими. Единственная ниша, которую им оставили,— это быть парящей рекламой. Но технологии не стоят на месте, а мировые державы вновь соревнуются за право стать первой, кто запустит дирижабль.

Фото: Baz Ratner / Reuters

В эпоху беспилотников и сверхзвуковых самолетов дирижабль выглядит безнадежным пережитком прошлого. Однако многие компании уверены, что именно он поможет совершить революцию в сфере доставки грузов. А многие страны, в том числе и Россия, активно разрабатывают дирижабли будущего.

Принято считать, что эпоха дирижаблей завершилась трагедией 1937 года, когда «Гинденбург» — крупнейший на тот момент в мире — загорелся и рухнул на землю, в результате чего погибли 35 человек. После катастрофы от идеи пассажирских перевозок на этих огромных парящих машинах отказались. Частные предприниматели десятилетиями пытались возродить индустрию, но постройка одного аппарата стоит целое состояние, а инвесторов до сих пор отпугивают картинки горящего «Гинденбурга». «Когда мы взялись за это, многие смеялись над нами,— рассказывает Боб Лойд, руководитель проекта создания дирижабля Lockheed Martin.— Мир думал, это устаревшая технология: эти дирижабли, ха-ха-ха. И все употребляли слово на букву Г — мы его не произносим,— а мы в ответ говорили: ''ОК, но это не имеет никакого значения''».

Фотогалерея

«Золотой век» дирижаблей

Смотреть

Lockheed Martin начал разрабатывать дирижабли более десятилетия назад, а в 2016 году подписал первое соглашение о поставке своей продукции компании Straightline Aviation (SLA). Стоимость контракта составила $480 млн, он подразумевает поставку 12 грузовых летательных аппаратов. Первая поставка должна состояться уже в этом году, а последний из дирижаблей по контракту будет поставлен не позднее 2021 года. Эти дирижабли, заполненные гелием, смогут перевозить до 20 тонн груза.

Главное преимущество современных дирижаблей в том, что они способны перевозить десятки тонн груза в места, где нет даже дорог, что значительно расширяет логистические возможности, а главное — экономит средства на доставку.

Ведь то, что раньше приходилось довозить несколькими видами транспорта, теперь сможет быть доставлено за один перелет. И компаний, стремящихся первыми занять эту нишу перспективного рынка, уже много. Среди них, например, британская Hybrid Air Vehicles, которая уже разработала прототип гибридного летательного аппарата, представляющий собой смесь самолета и дирижабля длиной в 92 метра. Компания уже провела несколько тестовых испытаний, которые, впрочем, не обошлись без инцидентов. Так, например, в августе 2016 года при одном из первых испытательных полетов дирижабль поднялся на слишком большую высоту, и его посадочный канат запутался в линиях высоковольтной передачи. В результате сам аппарат рухнул на землю. А в ноябре 2017 года дирижабль, находящийся на аэродроме и закрепленный к посадочной мачте, неожиданно развалился пополам и рухнул на землю. При обоих инцидентах никто не пострадал.

В гонке дирижаблей участвует и американские Boeing, Northrop Grumman и Aeroscraft. Канада представила собственный прототип, который сверху буквально облеплен солнечными панелями. Разработкой прототипов занимаются также Бразилия и Китай. Российский дирижабль «Атлант» должен быть построен к 2021 году. Пока это тоже только прототип, на создание которого уйдет порядка 3–3,5 млрд руб. При этом на сайте НПО «Росаэросистемы-Авгуръ», занимающегося разработкой дирижабля, указаны две модификации отечественного летательного аппарата: «Атлант 100» будет способен перевозить грузы массой до 60 тонн на дальность до двух тысяч километров, а «Атлант 30» — до 16 тонн.

Фотогалерея

Легче воздуха

Смотреть

А недавно к этой гонке присоединилась и Франция, чья компания Flying Whales решила сосредоточиться на создании летательного аппарата, способного перевозить древесину массой до 60 тонн. Компания уже получила порядка €200 млн от инвесторов, а в 2021 году планирует провести IPO. Тогда в свой первый полет должен будет отправиться и прототип компании.

Кирилл Сарханянц

Вся лента