Автомобили научат «разговаривать» друг с другом

Может ли блокчейн победить пробки

Блокчейн поборется с пробками на дорогах — компания Ford запатентовала специальную технологию обмена информацией между автомобилями, которая должна позволить более грамотно распределять транспортные потоки. Как именно блокчейн будет бороться с заторами? Выясняли Яна Пашаева и Яна Лубнина.

Фото: Петр Быстров, Коммерсантъ

В компании Ford считают, что главная причина возникновения пробок — в психологии водителей, которые руководствуются только своими интересами. У американского производителя большие амбиции — там хотят объединить все машины в единый поток и управлять им при помощи распределенной системы. Разработчики убеждены, что инновация поможет водителям перемещаться быстрее по менее загруженным полосам, а также группироваться, чтобы дать проехать другим машинам, если это нужно.

По сути, тем же самым — распределением потоков машин — сейчас занимаются навигаторы, которые используют данные GPS. Но система на основании блокчейн сможет обрабатывать информацию быстрее и советовать водителям еще более точные маршруты.

Хотя это и звучит довольно футуристично, генеральный директор компании Zecurion Алексей Раевский считает, что такую технологию возможно внедрить в автомобили. «Надо рассчитывать на то, что все автомобили будут "умными", хотя, в общем-то, они являются таковыми уже сейчас. На сегодняшний день все управляется электроникой, и некоторые машины содержат в себе компьютер, не один, а несколько. Как правило, в них вставлена SIM-карта за счет производителя, которая передает ему информацию про автомобиль без согласия водителя. Можно издать указ, чтобы все машины оснастить таким устройством», — пояснил он.

Представители навигационных систем отмечают, что зачастую автомобилисты не верят рекомендованным маршрутам и едут по-своему. Так что блокчейн будет бессилен, если не мотивировать людей прислушиваться к навигаторам, считает генеральный директор навигационного сервиса «СитиГИД Москва» Александр Баранов: «Можно людям предложить получать какие-то бонусы за то, что они, например, не превышают скорость. Кстати, в страховых компаниях это сейчас используется. Этот же принцип можно внедрять для борьбы с пробками. Например, если известно, что на каком-то отрезке пути возникла пробка, и людям туда не стоит ехать сейчас, а лучше выбрать другой маршрут, пусть он и длиннее. Чтобы стимулировать людей слушаться навигатор, им можно предлагать какие-то деньги».

Также Ford хочет внедрить на дорогах систему криптотранзакций. Водители, которые торопятся, смогут перечислять некую сумму другим автомобилистам, чтобы те пропустили их вперед.

В Москве, судя по опыту платных дорог и парковок, желающие сократить время на дорогу за деньги найдутся, тем более в данном случае затраты могут компенсироваться, отметил экономист Сергей Головачев: «Да, можно теоретически зарядить рубли в эту систему, обменять их на этот "Ford-токен" и оплатить свою поездку без пробок. Но, возможно, это будет некий натуральный обмен, то есть сегодня я продал свое время кому-то, получив за это 10 токенов, а завтра я их же использовал во время пути. Получится, что реальных денег не нужно будет тратить. Может быть, это все будет и бесплатно для кого-то».

В истории с торговлей местами на дороге есть и непонятные моменты, например, как водителям перечислять криптовалюту, не отвлекаясь, и можно ли будет договориться о приоритетном проезде с машиной с мигалкой. В любом случае, российские реалии неизбежно внесут коррективы в такую систему.

Немецкий концерн Daimler ранее представил монету Mobicoin, которой будут поощряться аккуратные водители, не нарушающие ПДД. Тратить Mobicoin можно будет на посещения премиальных мероприятий, которые проходят при поддержке компании.

Вся лента