Дети технологий

Экстракорпоральное оплодотворение

По данным Всемирной организации здравоохранения за разные годы, от 8 до 29% пар репродуктивного возраста бесплодны. За последние десять лет в России этот показатель составляет 15%. Вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) становятся более востребованными и в то же время доступными: они развиваются, а потому дешевеют. Кроме того, с каждым годом расширяется список ВРТ, которые можно получить за счет бюджета по системе обязательного медицинского страхования (ОМС).

По частоте наступления беременности после ЭКО в европейских странах Россия опережает Германию, Францию, Италию, Испанию

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Анна Смирнова

Вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) — это методы лечения бесплодия, при которых один или несколько этапов оплодотворения проводятся вне тела женщины. Российская ассоциация репродукции человека подсчитала: в 2015 году в стране провели 105 тыс. циклов экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) — на 40 тыс. больше, чем в 2013 году.

"В среднем результативность конвенциональной программы ЭКО варьируется в пределах 38-48%, однако применение дополнительных методов, таких как преимплантационная генетическая диагностика и использование донорских материалов, позволяет повысить эффективность до 75%. Важную роль играет комплексная подготовка к программе ВРТ и беременности",— говорит заместитель главного врача по репродуктивной медицине группы компаний "АВА-Петер" Алла Калугина. По ее словам, успешность программы зависит от многих факторов: от возраста женщины, гормонального статуса, наличия сопутствующей патологии, а также от показателей спермограммы супруга.

Директор клиники репродукции "Эмбрио" Ирина Лукошкина замечает, что по частоте наступления беременности после ЭКО в европейских странах Россия опережает Германию, Францию, Италию, Испанию.

Как это делают

ЭКО врачи называют наиболее эффективным и распространенным методом преодоления бесплодия. Главный принцип, касающийся этой технологии, гласит: "Одно ЭКО — один здоровый ребенок". Это принципиально важный вопрос, подчеркивает Алла Калугина. В генетической лаборатории "АВА-Петер" проводят исследования пар хромосом эмбрионов: это помогает минимизировать риски остановки развития долгожданной беременности.

Дополнительно к ЭКО могут проводить микроманипуляцию ИКСИ — это инъекция сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки. Она применяется, если качество или количество сперматозоидов у мужчины снижено, из-за чего сперматозоид не может самостоятельно оплодотворить яйцеклетку. Эмбриолог отбирает сперматозоид с нормальной морфологией и прогрессивным движением, после чего с помощью специальной иглы вводит его прямо в яйцеклетку. Если в эякуляте мужчины сперматозоиды отсутствуют, то их возможно получить с помощью микробиопсии придатков яичка для дальнейшего использования в программе ЭКО+ИКСИ.

Внутриматочная инсеминация (ВМИ) — максимально приближенный к естественному процессу зачатия метод. Разница заключается в том, что сперму мужчины заранее подготавливают, а затем искусственным путем с помощью катетера вводят в полость матки женщины в благоприятное для наступления беременности время. При этом шансы на оплодотворение и зачатие с помощью инсеминации значительно выше, чем при обычном половом акте. Показаниями к ВМИ могут быть эндокринное, иммунологическое и мужское бесплодие. Оно действенно и в случаях, когда женщина, не имеющая партнера, хочет ребенка — тогда используется донорская сперма.

Ирина Лукошкина рассказывает про криопрограммы: они включают заморозку и хранение в криобанке эмбрионов, полученных при ЭКО, заморозку ооцитов (женских половых клеток) и спермы. "При лечении бесплодия с помощью ЭКО у 25% пар остаются неиспользованные эмбрионы хорошего качества. По желанию пациента эти эмбрионы можно заморозить, криоконсервировать. Так они могут храниться долгие годы. Когда пациенты будут готовы, то могут воспользоваться эмбрионами в программе криопереноса: эмбриолог проводит разморозку и отбор эмбрионов, а врач переносит эмбрионы хорошего качества в полость матки пациентки",— объясняет госпожа Лукошкина.

Редкие ВРТ

За рубежом внедряют донацию цитоплазмы — это технология, предназначенная для пар, в которых яйцеклетка женщины не может обеспечить здоровый эмбрион. Донация заключается в пересадке цитоплазмы из клеток женщины-донора в яйцеклетку матери. В результате получается "реконструированная" зигота с ядерной ДНК от матери и отца и цитоплазматической ДНК от матери и донора. Врачи продолжают изучать эффективность этого метода и спорят о его морально-этических аспектах.

Также за границей практикуется заморозка и дальнейшее использование яичниковой ткани. "Сейчас заморозку яичниковой ткани в первую очередь предлагают женщинам с онкозаболеваниями, лечение которых может привести к бесплодию. Заморозка и трансплантация яичниковой ткани — перспективное направление для сохранения фертильности. Российские клиники уже начинают его применять, но пока этот метод на стадии освоения",— рассказала директор клиники репродукции "Эмбрио".

Он применяется буквально в единичных российских клиниках, согласна Алла Калугина. "Совместная работа репродуктологов и онкологов помогает стать родителями людям, которые победили злокачественные процессы и перенесли тяжелейшее лечение. Наступление беременности у женщины после онкологического заболевания — это результат слаженной работы всей команды специалистов клиники",— говорит врач из "АВА-Петер".

Несмотря на уровень развития репродуктивной медицины, ВРТ имеют достаточно много противопоказаний. В первую очередь они связаны с состоянием здоровья женщины, которой предстоит вынашивать ребенка. Это любые заболевания в стадии обострения, некоторые болезни крови, психические заболевания, тяжелые сердечно-сосудистые заболевания. "Обследование и лечение до применения ВРТ может быть долгим. Врач-репродуктолог поэтапно назначает обследование: если на одном из этапов обнаруживаются проблемы, их необходимо решить до программы ВРТ. Серьезный подход к лечению требует времени, и порой немалого. Но женщину, которая полностью не обследовалась или не долечилась, брать в программу нельзя",— уверен врач-эмбриолог клиники "Медицина" Алексей Бачурин. Проблемы со здоровьем мужчины для зачатия ребенка играют меньшую роль: применение ВРТ требует получения сперматозоидов, и даже если их очень мало, достаточно единичных. Правда, врачи замечают, что в такой ситуации шансы на благоприятный исход программы уменьшаются.

Доступность технологий

Стоимость ВРТ в России зависит от региона. Основные виды технологий в Петербурге и Москве в среднем стоят 100-150 тыс. рублей, в регионах — от 60 до 100 тыс. рублей. ИКСИ обойдется в 60-80 тыс. в столицах, от 25 тыс. рублей — в других регионах страны.

С 2013 года ЭКО можно сделать по полису обязательного медицинского страхования за счет бюджета. С 2016 года в систему ОМС вошли все виды бесплодия и был расширен список доступных за счет государства технологий. "Какие методики ВРТ входят в систему ОМС, ежегодно определяют правительство Российской Федерации и Министерство здравоохранения. С 2018 года в ОМС вошли криоконсервация и разморозка эмбрионов. Хранение криоконсервированных эмбрионов в ОМС не входит и оплачивается за счет личных средств граждан",— сообщили в пресс-службе Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга (ТФОМС).

В этом году медпомощь с использованием ВРТ в рамках ОМС в Петербурге оказывают 22 медучреждения: это 13 частных клиник, три больницы городского подчинения и шесть федеральных клиник. В 2018 в бюджете ТФОМС заложено 607,4 млн рублей на оплату их услуг по части ВРТ.

Сейчас государство оказывает мощную поддержку парам, страдающим бесплодием, уверена Алла Калугина из "АВА-Петер". "Тактика и подход персонала к пациенту не зависят от способа финансирования — неважно, это ЭКО по полису ОМС в частной клинике или в государственном учреждении. Результативность лечения в программах ОМС находится в открытом доступе, гарантируя достоверность и прозрачность данных. В соответствии с эффективностью оказанного лечения происходит ранжирование клиник, выделяя лидеров в своей области. Однако в передовых клиниках существует некоторый лист ожидания, что при определенных состояниях здоровья пациентов является критичным",— замечает госпожа Калугина.

Совладелец центра планирования семьи "Медика" Леонтий Чагунава уверен, что существенной разницы по эффективности ВРТ в частных и государственных клиниках нет. "В частных клиниках с пациентами, получающими эту услугу по ОМС, работает тот же персонал, используется то же оборудование, соблюдаются те же стандарты качества, что и при обслуживании коммерческих пациентов. И государственные учреждения оказывают медицинские услуги на коммерческой основе. К тому же сейчас бюджетные организации, в особенности в мегаполисах, получают современное оборудование и ряд из них практически не уступает крупным коммерческим клиникам",— рассуждает он. Правда, с сожалением констатирует: по поводу уровня сервиса и стандартов качества обслуживания, доступности медицинских услуг частные центры пока выигрывают.

Вся лента