Элла Памфилова назвала нарушения на выборах "ничтожно малыми"

ЦИК проверит работу комиссий в Петербурге

Глава Центризбиркома (ЦИК) Элла Памфилова назвала количество нарушений на президентских выборах "ничтожно малым" и сообщила, что жалоб от кандидатов или их доверенных лиц, которые должен рассматривать ЦИК, в комиссию не поступало. Госпожа Памфилова при этом уточнила, что на четырнадцати участках в девяти регионах итоги выборов аннулированы, а в Санкт-Петербурге пройдет комплексная проверка работы избиркомов.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

«Нарушений, которые могли бы поставить под сомнение результаты волеизъявления избирателей на выборах президента РФ, допущено не было»,— такая формулировка указана в проекте постановления Центризбиркома.

Тем не менее, на четырнадцати участках в девяти регионах итоги голосования признаны недействительными. В список регионов вошли Дагестан, Краснодарский край, Волгоградская, Кемеровская, Московская, Нижегородская и Тюменская области, Москва и Ханты-Мансийский автономный округ.

ЦИК проведет отдельную комплексную проверку работы избиркомов Санкт-Петербурга в связи с большим количеством обращений по поводу хода голосования и подведения его итогов. Во вторник несколько членов петербургского избиркома (от Партии роста, «Яблока», «Справедливой России» и КПРФ) обратили внимание на «особенности правоприменения» в городе нормы, позволяющей избирателям голосовать без открепительных удостоверений, просто на основании поданного заранее заявления, на любом участке в любом регионе страны.

В день голосования наблюдатели сообщали о том, что многие люди, пришедшие на участки, не смогли найти себя в списках избирателей и обнаружили, что кто-то без их ведома «приписал» их к участкам за пределами Петербурга — якобы они выразили желание голосовать в других регионах и странах. Иногда люди оказывались вычеркнуты из списков избирателей и приписаны к другим субъектам целыми домами.

Перед днем голосования в Петербурге значительно сократилось количество избирателей — на 300 тыс. человек по сравнению с зафиксированным 1 января (притом что с 18 сентября 2016 года по 1 января 2018 года оно уменьшилось всего на 1,5 тыс. человек). Исходя из этого числа избирателей петербургский избирком считал уровень явки (чем меньше общее число избирателей, тем выше процент пришедших). В 10:00 утра избирком объявил, что явка вдвое превышает показатель 2012 года, к полудню она превышала аналогичный показатель на прошлых выборах в полтора раза.

В течение дня голосования количество избирателей в Петербурге выросло на 113 тыс. человек — это люди, которые не нашли себя в списках на участке (из-за технических ошибок или из-за того, что оказались «насильно» откреплены) и которых внесли в дополнительные списки. Итоговая явка в Санкт-Петербурге — городе, где жители традиционно неохотно голосуют, — составила 63,7%, что на 2% больше, чем в 2012 году, хотя в абсолютных числах в этот раз на участки пришло на 75 тыс. человек меньше.

Председатель городской избирательной комиссии Виктор Панкевич произошедшее ни разу не прокомментировал по существу: он заявил лишь, что соберет рабочую группу, которая рассмотрит недочеты в работе нового механизма. Между тем собеседник в окружении председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслава Макарова (находится в противостоянии с администрацией города.— “Ъ”) уверяет “Ъ”, что именно господин Панкевич и вице-губернатор по внутренней политике Константин Серов инициировали «чистку» списков избирателей и отдали распоряжения об этом, объезжая перед выборами районные администрации. Источник “Ъ” в окружении Константина Серова, напротив, указывает, что объезды районов происходили в присутствии сотрудников правоохранительных органов и носили «ритуальный» характер — были призваны продемонстрировать, что вице-губернатор и глава избиркома лично заинтересованы в явке на выборы. Близкий к господину Серову собеседник “Ъ” инициаторами «чистки» списков избирателей называет сторонников Вячеслава Макарова.

При этом собеседник “Ъ”, близкий к администрации одного из районов Санкт-Петербурга, и вовсе утверждает, что «оголтелого открепления» в городе не было. Однако со списками избирателей, по его словам, действительно работали: собирали информацию от полиции и от домовых советов о том, кто действительно давно не живет в Петербурге, и, перепроверив сведения в регионе, куда человек переехал, официально «открепляли» его туда. Он также указывает, что проблема «принудительного открепления» касается и других регионов — по его словам, перед выборами к Петербургу приписали «огромное число избирателей из других субъектов».

Полную версию см. на www.kommersant.ru

Мария Карпенко, Андрей Перцев

Вся лента