Подрядчики вписались в процент

Торги за контракты на ремонт автотрасс прошли с минимальной бюджетной экономией

Администрация Нижнего Новгорода на электронных торгах разыграла контракты на ремонт автомобильных дорог города. Крупные тендеры общей стоимостью почти 800 млн руб. выиграли те же подрядчики, что и в прошлом году. Три компании торговались друг с другом, каждая получила по лоту, снизив стартовую цену в пределах 1%. К аукционам не допустили от трех до шести претендентов по каждому конкурсу. Некоторые организации готовят жалобы в региональное управление ФАС, полагая, что муниципальный заказчик умышленно сузил круг участников торгов. В администрации говорят, что все снятые с участия в них компании предоставили документацию, не соответствовавшую требованиям организаторов.

Одному из претендентов на торги по ремонту дорог мэрия отказала из-за недостоверности размера песчинок

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

На сайте госзакупок появились данные о победителях муниципальных тендеров на ремонт автомобильных дорог Нижнего Новгорода в 2018 году. За три крупных лота состязались три компании. Так, победителем аукциона на ремонт дорог в Сормовском районе стала фирма «Магистраль», предложившая выполнить работы за 296,2 млн руб. при стартовой цене в 299,2 млн. Компания выиграла лот, сделав на аукционе один шаг после ценового предложения ООО «Нижавтодорстрой». В свою очередь «Нижавтодорстрой» выиграл тендер на ремонт дорог в Автозаводском, Ленинском и Московском районах за 287,6 млн руб. при начальной цене в 290,5 млн, также сделав один шаг после уступившей ему «Магистрали». Победителем аукциона на ремонт дорог в Нижегородском, Советском и Приокском районах города признали компанию «Стройинвест», запросившую за свои услуги 190,1 млн руб. при стартовой цене в 192 млн. ­Подрядчик также сделал один шаг после ценового предложения «Нижавтодорстроя».

Как следует из опубликованных протоколов, на стадии рассмотрения заявок конкурсная комиссия отсеяла от трех до шести участников каждого лота, которые могли бы составить конкуренцию на торгах. Заявки отклонялись по различным поводам. Например, кто-то из потенциальных конкурентов указал в документах стандарт морозостойкости раствора F150, тогда как заказчик требовал «F150 и выше» или не описал подробные параметры «люка тяжелого чугунного магистрального». Одна из компаний в своей заявке написала максимальную зернистость песка в 2,5 мм без предлога «до», и комиссия сочла этот пункт недостоверным, пояснив, что все песчинки не могут быть одинакового размера.

Представители не допущенного к конкурсу ООО СК «Конструктив» заявили, что обжалуют в региональном управлении Федеральной антимонопольной службы тендерную документацию и итоги торгов. В организации, подававшей заявки на все три лота, считают, что торги не были конкурентными и проводились по договоренности с заказчиком. «Комиссия заказчика снимала по шесть участников, чтобы создать преимущества трем. Мы были готовы торговаться, но нас не допустили по формальным основаниям. Кстати, когда разыгрывались лоты по ремонту дорог в Нижегородской области, то проходили реальные торги: снижение стартовой цены доходило до ­20–30%. А здесь — одна видимость», — сообщили „Ъ“ в организации, являющейся партнером строительной компании «Жилстрой-НН». Гендиректор «Жилстрой-НН» Евгений Березин обещал обсудить ситуацию с руководством администрации Нижнего Новгорода и прокуратуры. «Рынок дорожно-строительных работ монополизирован, тех, кто готов сделать качественно и дешевле, не пускают. ­Новый глава города Владимир Панов обещал создать равные условия для всех предпринимателей, но некоторые его замы работают по-старому. Честно играть не хотят, притащили свои гнилые порядки. Мы не будем с этим мириться», — заявил господин Березин.

В администрации Нижнего Новгорода считают, что департамент дорожного хозяйства как заказчик работ правомерно отказал в допуске к торгам целому ряду участников. «Причинами отказа послужило непредставление и (или) представление ими недостоверной информации, не соответствующей требованиям документаций данных электронных аукционов», — сообщили в мэрии, отказавшись обсуждать перспективы возможных споров. Контракты с победителями торгов еще не заключены.

Добавим, что выигравшие новые лоты подрядчики ремонтировали городские дороги и в 2017 году. Контракты прошлого года они выиграли со снижением стартовой цены на 0,5%, и в нижегородском УФАС усмотрели в этом признаки картельного сговора. Однако прокуратура, куда ведомство переслало материалы антимонопольной проверки, никаких нарушений в процессе торгов не нашла. По мнению активиста проекта ОНФ «За честные закупки!» Александра Кулакова, надзорному органу тогда не хватило политической воли и компетенций в сфере закупочного законодательства, чтобы разобраться по существу. «Самым главным фактом, указывающим на сговор, является отказ от торгов участников этих закупок, поочередная победа тех или иных участников и заключение госконтрактов по цене, близкой к начальной, с имитацией ее небольшого снижения. В данном случае, на мой взгляд, картель очевиден», — считает господин Кулаков.

Роман Кряжев

Вся лента