Restorator Projects занимает «Европу»

Группа планирует взять на себя весь общепит в достраивающемся воронежском ТЦ

Как стало известно „Ъ“, воронежская ресторанная группа Restorator Projects, один из двух крупнейших игроков регионального профильного рынка, может стать единственным оператором общепита в достраивающемся ТЦ «Европа» в Левобережном районе. Компания арендовала 800 кв. м на трех этажах здания и планирует открыть там ориентированный на уличную еду «фуд-маркет», несколько кафе и ресторанов. Глава Restorator Projects Олег Елютин оценивает вложения в 40 млн руб. и рассчитывает привлечь к проекту партнера, обещая окупаемость инвестиций за два-три года. Эксперты полагают, что проект окажется успешным, если в торгцентре действительно не окажется сетевых заведений.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

По словам владельца Restorator Projects Олега Елютина, группа договорилась об аренде около 800 кв. м на трех уровнях торгцентра. На 300 кв. м на нулевом этаже, в предкассовой зоне продуктового гипермаркета «Европа», планируется открыть «фуд-маркет» из нескольких точек со «стритфудом» (бюджетным, но качественным фастфудом) из панкавказской, итальянской, азиатской кухни, а также с блюдами из морепродуктов, сообщил господин Елютин. «Для этого будем использовать ресурсы и мощности уже существующих заведений (в группу входят несколько ресторанов, специализирующихся на кухнях этих регионов. — „Ъ“) и привлекать новые кадры. Наша задача — сделать доступную цену, большая часть посетителей — жители левого берега Воронежа, которые пришли в ТЦ за покупками», — сказал владелец Restorator Projects.

Остальные площадки группы в «Европе» должны расположиться на минус первом и минус втором этажах, имеющих выход в сквер с видом на водохранилище. Их концепции пока окончательно не определены — они зависят от сроков окончания благоустройства сквера, пояснил Олег Елютин. К началу лета, 1 июня, он ожидает открытия «фуд-маркета». Остальные заведения планируется открыть осенью 2018-го.

Restorator Projects намерена вложить в развитие общепита в ТЦ порядка 30–40 млн руб., рассказал Олег Елютин. В качестве источников финансирования могут быть использованы как собственные средства компании, так и банковские займы (группа работает преимущественно с Юникредит-банком и Промсвязьбанком). Но более привлекательным вариантом, по сравнению с кредитами, было бы привлечение к проекту инвестора, отметил господин Елютин. «Я рассчитываю, что вложения окупятся за два года, а если рынок не будет расти — за три. Нужно учитывать, что, хотя проект недорогой, мы сделаем ставку на демократичные цены. Но выбрана по всем показателям очень удачная локация. Левобережный район Воронежа активно развивается, но в нем пока мало заведений общепита и качественных торговых площадей. Конкуренция невелика», — сказал бизнесмен.

Торговый центр «Европа» у Чернавского моста в Левобережном районе Воронежа с июля 2016 года строит курская ГК «Промресурс» Николая Полторацкого. Его общая площадь составляет 23 тыс. кв. м, арендопригодная — 7 тыс. кв. м. Большую часть торгцентра должен занять одноименный продуктовый гипермаркет ГК. Стоимость проекта оценивается в 700 млн руб. Закончить работы группа планировала в первом квартале 2018-го.

У Restorator Projects, по собственным данным, 10 заведений в Воронеже: четыре ресторана узбекской кухни «Бахор» в Центральном, Коминтерновском, Левобережном и Советском районах города (одно такое же заведение в Майами господин Елютин недавно продал), кафе с доставкой пиццы «Тесто & мясо», «советское» кафе The CoVok, пиццерия «Гравитация», мясная лавка и ресторан «Потроха», точка со стритфудом в парке «Олимпик» Food garden и караоке «Мегобари».

«Ключевой проблемой подобного рода несетевых, альтернативных проектов является конкуренция с мировыми брендами фастфуда. На мой взгляд, в “Европе” у Restorator Projects высокие шансы на успех, если их договоренности с владельцами ТЦ останутся в силе и в него не придет никто из сетевых предприятий быстрого питания, — считает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. — Компания строит планы о сроках окупаемости этого проекта, насколько я понимаю, на основании богатого опыта на местном профильном рынке. Они выглядят реалистичными за счет того, что сейчас активно растет интерес потребителя к нестандартным концепциям и непривычной еде. Определенная усталость потребителя от классического фастфуда в ТЦ — это, пожалуй, главное преимущество выбранного компанией концепта».

Воронежский ресторатор Николай Шалыгин (ресторан «Гармошка», сигарный «Депозитарий 1931», пиццерии No name pizza, фастфуд «Чебуречная №1») предупреждает коллег: «Не могу вспомнить примеры успешных кейсов единственного оператора общепита для торгового центра. Сложности, на мой взгляд, очевидны. Оператору будет не просто организовать все концепции на должном уровне, поскольку необходимо формировать с нуля целую серию разноформатных заведений». «В пакете у господина Елютина отсутствуют популярные у посетителей современных ТЦ концепции фуд-корта, — считает господин Шалыгин. — Я даже не представляю, каким бэкграундом надо обладать, чтобы стать в этом проекте “паровозиком, который смог”. Это вопрос действительно больших денег, огромных компетенций, реальных оценок собственных возможностей, филигранного менеджмента и хороших человеческих ресурсов. Но если все это есть у Restorator Projects, то я счастлив быть их современником и коллегой на рынке».

Господин Шалыгин не считает, что новые заведения в «Европе» серьезно изменят конкуренцию заведений общепита на левом берегу Воронежа — она уже заметно выросла. «На левом берегу сейчас функционирует два крупных торговых центра. Помимо этого, открыта точка пиццерии «Додо», работают гастробары и дайнеры. Посетители же ТЦ привыкли к традиционному набору брендов общепита. Появление целой серии новых для массового рынка концепций не сможет сильно повлиять на конкурентную среду, но я буду рад, если ошибусь», — сказал бизнесмен.

Совладелец ресторана «Паста браво» Дмитрий Кибкало, занимавшийся проектом фудкорта в московском ТЦ «Золотой Вавилон», отметил актуальность размещения фуд-зоны на выходе из гипермаркета: «В отличие от обычного ритейла, который старается не открывать магазины напротив супермаркета из-за невысокой конверсии потока людей, фуд-ритейл с супермаркетами совместим. Многие иностранные гипермаркеты делают фуд-зону внутри или на выходе из магазина, например, Metro или SPAR».

Сергей Калашников

Вся лента