ГИБДД оставит водителей без рукавов

Штраф грозит за появление на обочине без жилета

18 марта 2018 года вступают в силу очередные изменения в правилах дорожного движения. В случае вынужденной остановки или после ДТП на трассе в темное время суток, гласят правила, водители обязаны надевать куртку или жилет со светоотражающими полосами. Ранее аналогичная обязанность была введена для пешеходов. Нарушителей ждет штраф в 1 тыс. руб. Впрочем, при вынужденной остановке, обещают в ГИБДД, применять его все же не будут.

Правила предписывают водителям светиться в темноте

Фото: РИА Новости

Изменения в ПДД внесены постановлением правительства №1524 от 12 декабря 2017 года, вступающим в силу 18 марта 2018 года. При вынужденной остановке автомобиля или после ДТП вне населенных пунктов в темное время суток (либо в условиях ограниченной видимости) водитель, выходя на проезжую часть или обочину, должен надеть куртку, жилет или жилет-накидку со светоотражающими полосами. Это необходимо, чтобы снизить количество аварий: водители не видят людей, выходящих на обочину в темноте.

Начальник управления правового регулирования и пропаганды ГИБДД России Юрий Шакиров пояснил, что за нарушение нового правила водителей «вполне возможно» привлечь по ст. 12.27 КоАП «Невыполнение обязанностей в связи с ДТП» (штраф составляет 1 тыс. руб.). «Мы сейчас изучаем легитимность этой схемы,— пояснил он.— Ведь водитель при аварии должен установить знак аварийной остановки и выполнить другие обязанности, теперь нужно и надевать жилет». В случае вынужденной остановки (без аварии) штраф применяться не будет, пояснил господин Шакиров. Он также подчеркнул, что инспектор не может оштрафовать водителя за то, что жилета нет в машине: в ПДД внесена обязанность его надевать, а не возить в салоне. По данным «Яндекс.Маркета», цены на подобные жилеты начинаются от 130 руб. Юрий Шакиров рекомендовал покупать их в магазинах рабочей одежды.

Любопытно, что между экспертами развернулись споры о том, какие жилеты должны быть на водителях. ПДД ссылаются на ГОСТ 2014 года с требованиями к специальной одежде «повышенной видимости». Господин Шакиров считает, что требования эти касаются только светоотражающих полос — они должны быть не менее 50 мм шириной (а для плечевых лямок и поясов — не менее 30 мм), всего должно быть одна-две (опционально) горизонтальные полосы на расстоянии не менее 50 мм друг от друга. Глава общественной организации «Союз пешеходов» Владимир Соколов уверен, что на жилеты распространяются также требования к прочности, фоновому материалу, маркировке, устойчивости окраски к воздействию пота, стирки и другие параметры. Спор возник из-за формулировки ПДД: водитель «должен быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами… соответствующих требованиям ГОСТа». Не до конца понятно, к чему относится слово «соответствующих».

Напомним, в 2014 году в ПДД была введена обязанность для пешеходов носить одежду со светоотражающими элементами при движении по обочине за городом в темное время суток. Что касается такой же обязанности для водителей, то в ГИБДД ссылаются на зарубежный опыт: это требование есть в Италии, Испании, Австрии, Португалии и ряде других стран.

Эксперты нововведение поддержали. «Это позволит дополнительно повысить безопасность,— говорит заместитель главы столичного ЦОДД Дмитрий Горшков.— Часто бывает, что грузовик остановился, водитель пошел посмотреть, что там у него с колесом, а его не видно в темной одежде». В программы подготовки водителей надо включить «обучение навыкам, как жилет надевать, находясь в салоне машины, и где его хранить», считает заместитель главы общественного совета при Минтрансе Наталья Агре. Владимир Соколов считает, что цену водительских жилетов можно снизить, но для этого нужны изменения в ГОСТе. Президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что новый пункт ПДД нужно корректировать. «Непонятно, чем отличается вынужденная остановка от остановки обычной, ведь в обоих случаях водителя должно быть видно в темноте,— отмечает он.— А если рассуждать строго юридически, то в момент выхода из машины водитель становится пешеходом, а для них обязанность носить светоотражающую одежду уже есть».

Иван Буранов

Вся лента