Витарный аккорд

Жизнь Suzuki Vitara длиной в тридцать лет

Можно сказать, что на автомобильном рынке выигрывают те, кто умеет вовремя предложить альтернативу автомобилям, от которых все устали. Так было в 1988 году, когда японская компания Suzuki представила новый внедорожник, известный у нас под именем Vitara.

Денис Токмаков

Впрочем, внешне в Suzuki Vitara не было ничего "внедорожного", и автомобиль выглядел как обычная легковая модель, только с высокой посадкой. И ничего общего с тогдашними покорителями бездорожья - громоздкими американскими пикапами или угловатыми армейскими джипами, приспособленными под гражданские нужды. Внедорожник впервые стал легким, компактным, доступным и экономичным. Тогда, в 1988 году, вряд ли кто-то задумывался, что в XXI веке самыми популярными будут именно "кроссоверы", но с позиций сегодняшнего дня Suzuki Vitara выглядит как автомобиль-пророк.

Се ля ви

Как и у многих японских автомобилей, у Suzuki Vitara сразу несколько имен. На внутреннем рынке модель продается как Escudo, в Америке внедорожник называется Sidekick, а весь остальной мир знает его как Vitara. С именем Escudo все ясно - испанская или португальская золотая монетка. Намек понятен: мал золотник, да дорог. Дословный перевод Sidekick, а именно "боковой удар", тоже близок к правде, учитывая, какую часть автомобильного рынка США отбил себе зашедший со стороны японский внедорожник. Хотя на сленге Sidekick - это всего лишь "друг" или "приятель".

С названием Vitara все сложнее. Самая распространенная версия - его сгенерировал компьютер. Японцы, наверное, должны быть польщены такой верой в их компьютеры образца 1988 года, когда самой современной компьютерной игрой была Super Mario 3. Если задействовать любительскую лингвистику Михаила Задорнова, то получится, что "Вита" - это "жизнь", а "Ра" - древнеегипетский бог Солнца. То есть "солнечная жизнь" или "божественная жизнь". Или "ви" на французском - все та же жизнь, а "тара" - упаковка для размещения продукции. Получается "жизнь в оболочке", что вполне можно сказать про автомобиль. В общем, что-то жизненное. Есть также мнение, что Vitara - это гитара на букву В.

Малышка в грязи не вязнет

В Россию внедорожники Suzuki Vitara официально пришли в 1992 году. В июле того года на ВВЦ открылась выставка-продажа японских автомобилей, где были представлены только три модели: Swift, Samurai и Vitara. Журнал "Коммерсантъ-Власть" отмечал, что "японцы очень недоверчиво относятся к нашему рынку, поэтому вопрос о дилерстве будет решаться по итогам выставки". Автосалон все же открылся - на территории того же ВВЦ в павильоне N 38. А произошло это ровно через год - летом 1993-го.

Начавший выходить в 1994 году журнал "Автопилот" в одном из своих первых номеров опубликовал тест-драйв Suzuki Vitara: "Признаться, мы не ожидали от этой маленькой машинки такой прыти и такого уверенного поведения как на обычной дороге, так и на бездорожье. Даже с отключенным передним мостом эта малышка в грязи не вязнет, а нахально продолжает ехать вперед - медленно, но верно". Что, кстати, опровергло бытующее мнение, что бездорожьем для Suzuki Vitara может служить только песочек на пляже и травка на пикнике.

И волейбольный мячик

"Малышка" тем временем нахально шла вперед не только по грязи, но и по мировым автомобильным рынкам. Все чаще и чаще на парковках у пляжей, яхт-клубов и горнолыжных курортов стали встречаться внедорожники с шильдиком Vitara. Это был автомобиль и для тех, кто любит активный образ жизни с выездами на природу, и для закоренелых горожан, быстро сообразивших, что Vitara лучше любого хетчбэка. В 1993 году, обеспокоившись успехом Suzuki Vitara на британском рынке, компания Land Rover сама озаботилась созданием компактного внедорожника.

Пока другие создавали "свои витары" с нуля, японцы в 1998 году представили второе поколение Vitara и более солидный вариант под названием Grand Vitara.

Обе модели были уже далеки от скромности, украсившись пластиковым обвесом, дорогим интерьером и различными опциями наподобие кондиционера, который тогда ставили не во все машины. "Особенно он симпатичен в варианте Cabriolet: в эту машину при желании войдет несколько девушек и волейбольный мячик. Впрочем, мячик можно выкинуть, и тогда войдет еще девушка", - это снова цитата из "Коммерсанта", но уже 1998 года.

Японский городовой

Третье и четвертое поколения Suzuki Vitara - типичные кроссоверы. В 2005 году машина обрела независимую подвеску всех колес, постоянный полный привод, более просторный салон и массу приятных опций. Некоторые из них потом стали неотъемлемой реальностью любого автомобиля. Например, мультимедийная система с навигацией, позволявшая управлять магнитолой кнопками на руле - многие тогда обязательно включали ее в комплектацию при предварительном заказе автомобиля.

Сегодняшняя Vitara сохранила и приумножила все свои лучшие качества - она легкая, стильная и красивая. Успешно прошла тест по безопасности Euro NCAP в 2015 году, щеголяет двухцветной окраской, нравится девушкам и подходит мужчинам - настолько, что часто встречается в имущественных декларациях чиновников и депутатов. И для российских городов Vitara особенно актуальна, чтобы без проблем преодолевать зимние сугробы, парковаться на бордюрах и вообще чувствовать себя уверенно с высоким дорожным просветом и полным приводом. Фактически, оттолкнувшись от "Нивы", японцы поняли, что надо загадочной русской душе.

Вся лента