С мест для инвалидов на спецстоянку

Насколько законна эвакуация при нечитаемой разметке

Более 4,5 тысяч машин эвакуировали с начала года в Москве за неправильную парковку на местах для инвалидов, сообщили «Коммерсантъ FM» в ГКУ «Администратор московского парковочного пространства». При этом свыше сотни, как удалось выяснить, отправили на спецстоянку только в минувшие выходные, когда парковка была бесплатной. Как рассказывают сами автовладельцы, никаких запрещающих знаков при этом не было, а разметка из-за снега не просматривалась. Насколько законна такая эвакуация и можно ли вернуть деньги, выясняла Аэлита Курмукова.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

Татьяна Бочкова припарковала свой автомобиль днем восьмого марта на 1-й Брестской, 58. Однако уже через 15 минут ее машину эвакуировали — оказывается, она встала на место для инвалидов: «Запарковались мы рядом со знаком парковки, но асфальт был во льду и снегу, поэтому не видели, инвалидное это было место или не инвалидное. Был прямо сугроб, что показывает фотография, которую мы успели сделать — потому что мы пришли, а машины нет. На штрафстоянке тоже огромные очереди, люди жаловались. Проблема была в том, что город не очищен, и многие не видели обозначения инвалидных парковок или что парковки в принципе нет».

В условиях плохой погоды разметка должна дублироваться знаками, пояснил «Коммерсантъ FM» бывший начальник Главного управления ГАИ-ГИБДД МВД России Владимир Федоров: «Если действительно знаков нет и снежный покров, то, конечно, это неправильно. Такого понятия, что обязательно должен дублироваться, нет, но в тех местах, где разметку возможно не увидеть, обязательно должно дублирование знаками быть».

Кроме разметки, как добавляет Татьяна Бочкова, никакого дублирующего знака о том, что это место для инвалидов, не было — и у нее есть все фотографии с места парковки. Однако что-либо доказать будет непросто, говорит юрист общественного движения «Свобода выбора» Сергей Радько: «Жалобы подаются не в ГИБДД, а на постановление, вынесенное сотрудником МАДИ. К сожалению, сделать это крайне сложно, потому что по всем документам дорожной службы, естественно, на месте есть и знак, и разметка, и все это якобы хорошо видно, и в протоколе, скорее всего, было отражено. Если удастся убедить суд в том, что данное место в данный момент не было явно обозначено как инвалидное, то шансы есть».

Многие автомобилисты забывают, что действие знака «Парковка для инвалидов» по правилам дорожного движения действует до следующего знака или перекрестка. И разметка в данном случае второстепенна, говорит руководитель пресс-службы ГКУ «Администратор парковочного пространства» Анна Пивоварова: «Контроль за соблюдением правил парковки на местах для инвалидов осуществляет ГИБДД. За парковку на этих местах без соответствующей льготы предусмотрен штраф в 5 тыс. руб., а также эвакуация на спецстоянку. С начала года за это нарушение было перемещено более 4,6 тыс. транспортных средств. Перемещение автомобилей на время снегоуборочных или ремонтных работ, как правило, проводит техника коммунальных служб, и они не перемещаются на спецстоянки, а возвращаются на место после завершения работ».

Получается, что если парковочное место имеет такой знак, а разметки нет или она стерлась, то де-юре вся парковка может предназначаться для машин водителей с ограниченными возможностями. «Если власти не в состоянии обеспечить чистоту этой разметки, ориентироваться надо только на дорожные знаки. Судя по тому, как Москва вписывает в планы сборы штрафов с автовладельцев, похоже, что перспективы решения этой проблемы в пользу людей очень призрачные», — отмечает координатор общественного движения «Автомобилисты Москвы» Леонид Антонов.

В зоне платных парковок в Москве для инвалидов выделено 8,6 тысяч мест из 80 тысяч. Но, судя по наклейкам на машинах, людей с ограниченными возможностями в городе гораздо больше. И с этим нужно бороться, говорят эксперты, ведь для бесплатной парковки по закону достаточно наличие такого знака на лобовом и заднем стекле.

На платных парковках Москва в прошлом году заработала почти 5,5 млрд руб. — это на 21% больше, чем в 2016-м.

Вся лента