Акционеры хлебнули еще Ozon

Интернет-ритейлер получит инвестиции в размере 3,5 млрд рублей

Акционеры Ozon согласились докапитализировать компанию на сумму 3,5 млрд руб. Основными инвесторами выступают существующие акционеры Ozon — фонды Baring Vostok и сотовый оператор МТС, которые выкупают новые акции интернет-компании. В рамках сделки с МТС бизнес Ozon оценен в $809 млн.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Ozon подписал соглашения о привлечении акционерного финансирования, следует из официального сообщения компании. Сумма инвестиций составляет 3,5 млрд руб. ($61 млн). Привлеченные средства компания направит на развитие логистической инфраструктуры, расширение ассортимента и новые проекты. Основными инвесторами стали нынешние акционеры — фонды семейства Baring Vostok и МТС; финансирование осуществляется за счет выкупа допэмиссии акций ритейлера. Представитель Ozon не раскрывает, кто еще принял участие в сделке.

Непосредственно МТС вложит в Ozon 1,15 млрд руб. в рамках допэмиссии. В результате доля МТС в уставном капитале Ozon Holdings Limited увеличится с 11,2% до 13,7%. Кроме того, МТС подписала опционные соглашения, согласно которым обязана в течение года с момента подписания по требованию Ozon выкупить дополнительные акции компании на общую сумму до 582 млн руб. В этом случае доля МТС в активе вырастет до 14,7%. Объем инвестиций в Ozon по инициативе этой компании может быть увеличен до 5,25 млрд руб. ($92 млн), следует из пресс-релиза ритейлера.

В этой сделке МТС приобретает 2,5% Ozon, исходя из оценки 100% интернет-ритейлера в 46 млрд руб. ($809 млн по курсу ЦБ), говорит аналитик Sova Capital Александр Венгранович. Получается, что 100% Ozon оценили в 46 млрд руб. без учета долга, то есть почти в две годовых выручки, соглашается начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. По его словам, большинство ритейлеров сейчас торгуются с мультипликатором price-to-sales от 0,5 до 1. «То есть, по-видимому, акционеры рассчитывают, что выручка увеличится от двух до четырех раз, в таком случае компания может стать интересной для инвесторов на IPO»,— полагает эксперт. Представитель МТС Дмитрий Солодовников не считает корректной оценку 100% Ozon в 46 млрд руб. «Потому что во время допэмиссии оператор платит не только за сами акции, но и за то, что доля в активе не размывается»,— пояснил Дмитрий Солодовников. При этом сотовый оператор не раскрывает оценку Ozon, настаивает он.

Оценка бизнеса Ozon в 46 млрд руб., или $809 млн, почти на 17% превышает капитализацию ритейлера в сделке 2014 года. В апреле 2014 года 21,64% Ozon были проданы МТС и ее материнской АФК «Система» за $150 млн, а всю Ozon оценили в $693 млн. После этого АФК передала свою долю в 10,8% акций Ozon собственному венчурному фонду Sistema Venture Capital, а МТС увеличила долю в активе до 11,2% в результате серии сделок с миноритариями.

В сентябре 2011 года Ozon получила $100 млн от инвестфондов ru-Net Леонида Богуславского, Index Ventures, Alpha Associates и японского онлайн-ритейлера Rakuten, среди других инвесторов компании — Cisco Capital и Holtzbrinck Ventures.

Ozon не раскрывал финансовые показатели за 2017 год.В 2016 году оборот Ozon.ru вырос на 20% и составил 18 млрд руб. С учетом показателей проекта Ozon.Travel совокупный оборот достиг 40,5 млрд руб. Чистые продажи Ozon.ru по итогам 2016 года также выросли на 20%, до 14,2 млрд руб. При этом компании за годы существования так и не удалось стать прибыльной.

Докапитализация Ozon его акционерами обсуждалась в 2017 году. В случае принятия решения о докапитализации поступление денег ожидалось со стороны основных акционеров компании — Baring Vostok и АФК «Система», рассказывал “Ъ” в июне 2017 года Дэнни Перекальски, на тот момент гендиректор Ozon. «Мы с акционерами понимаем: если хочется прибыли, то можно быть прибыльными по EBITDA и расти на 10–15%. Но хочется расти больше чем на 30% в год и быть лидером e-commerce в России. Для этого нужны деньги»,— пояснял он.

В декабре 2017 года на пост гендиректора группы компаний Ozon был назначен Александр Шульгин, незадолго до того оставивший позицию руководителя «Яндекса» в России. По словам Александра Шульгина, которые приводятся в сообщении компании, во второй половине 2017 года бизнес Ozon вырос на 52%, при этом продажи в Казани, Екатеринбурге и Краснодаре показали рост более 100%. «Во многом это произошло благодаря открытию складов в этих городах и улучшению сроков доставки до одного дня»,— пояснил Александр Шульгин.

Роман Рожков, Владислав Новый

Вся лента