Голос прекрасной половины

Как девушки боролись за выборы и всеобщее равноправие


110 лет назад по центру Нью-Йорка промаршировали 15 тыс. женщин, требуя равной оплаты труда. На деле отстаивать свои права девушки активно начали задолго до 8 марта 1908 года. Борьба эта идет до сих пор, а к активным «боевым» действиям прекрасная половина прибегает с начала XX века — с появлением движения суфражисток.

Протестуй или проиграешь

Это сейчас чуть ли не любую идею можно вынести на голосование, тогда как у участниц марша за равную оплату 110-летней давности попросту не было избирательного права, как, впрочем, и у всех жительниц США, Великобритании и других развитых стран. Проще сказать, у кого оно было: у новозеландок, австралиек и, как ни странно, уроженок Великого княжества Финляндского Российской империи, где голосовать разрешили в 1906 году.

Суфражистка выступает перед толпой мужчин, 1900 год

Фото: Getty Images

Меж тем площадкой почти настоящих боевых действий женщин в борьбе за избирательные права стала Англия. Началось все вроде как с пьянства: во всяком случае, по одной из версий, сначала уставшие от бесконечных возлияний и побоев мужей дамы стали сколачивать женские общества трезвости. Однако после того как их призывы ограничить продажу алкоголя были полностью проигнорированы властями, британки решили играть по-крупному и требовать заодно и всеобщего избирательного права. Волна создания таких обществ суфражисток (или суфражеток, от французского слова «suffrage» — «избирательное право») пошла после 1867 года, когда философ и политик Джон Стюарт Милль безуспешно пытался продавить поправку о выборах для женщин в ходе очередной парламентской реформы.

До начала XX века борьба женщин не выходила за пределы благопристойных писем, призывов в прессе и лекций. Реакция же мужчин сводилась к насмешкам или вообще ее отсутствию. К примеру, одна из типичных карикатур британского журнала Punch того времени изображала суфражистку и другую женщину с подбитым глазом, рассказывавшую собеседнице, что «могло быть и хуже»: «Я могла оказаться совсем без мужа, как ты».

Выборы или смерть

Куда оживленнее дело пошло с 1903 года, когда вдова манчестерского адвоката и мать пятерых детей Эммелин Панкхерст основала Женский социально-политический союз. Его лозунгом стала фраза «Не словом, а делом», а концепцией — радикальный протест (но по возможности бескровный). Поначалу это были плевки в лицо полицейским, попытки прорыва в здание парламента и тюремные голодовки, то затем в ход пошли поджоги зданий. Так, в 1912-м союзу удалось кинуть зажигательную бомбу в Вестминстерском аббатстве, а в 1913-м — разрушить одну из построек в королевских ботанических садах Кью. Окна ресторанов и министерских особняков превратились в почти каждодневную мишень. «Женщины оказались вооруженными камнями, палками, молотками и бутылками, завернутыми в бумагу. Нанесенный ими убыток определяется в 40 тысяч рублей. Бригада, действовавшая на Пикадилли, Бонд-стрит, Риджент-стрит и по соседству, состояла более чем из сотни прекрасных половин»,— сообщала об одной из типичных лондонских акций в феврале 1912 года газета «Россия», уточняя, что камни суфражистки прятали в своих муфтах.

Лакомой целью союза стали селебритис. Так, в 1912 году его активисткам удалось добраться до короля Георга V и королевы Мэри: во время выезда в собор в Кардиффе «прилично одетая суфражистка» перескочила через ограду и набросилась с ругательствами на сопровождающего чету министра Маккенну. Еще раньше, в 1909 году, на бристольском вокзале Тереза Гарнет ударила собачьей плеткой лорд-канцлера Уинстона Черчилля и чуть не столкнула его под поезд, потребовав от «скотины» «уважать британских женщин». Но наиболее примечательный случай произошел в 1913 году на скачках в Эпсоне: 41-летняя Эмили Дэвисон бросилась наперерез принадлежавшему королю Георгу V жеребцу по кличке Энмер и погибла, намереваясь привязать к его уздечке флаг суфражисток. Королева Мария в телеграммах расстроенно называла Дэвисон «жестокой лунатичкой», а сюжет о «смерти суфражистки, пытавшейся сбить с ног лошадь короля» попал даже в кинохронику компании Pathe. Впрочем, в день похорон погибшей поствикторианское общество затаилось: в Лондоне 6 тыс. женщин промаршировали мимо Букингемского дворца с пурпурными знаменами с изречениями Жанны д`Арк на них. Неизвестно, что было бы дальше, если б не начавшаяся вскоре Первая мировая война, попутно доказавшая, что женщины во многом способны работать на любых производствах не хуже мужчин.

Русские не идут

Избирательное право британки все же вскоре получили: в 1918 году английский парламент разрешил голосовать, но лишь дамам старше 30 лет и только при наличии образования. Англичанки возрастом от 21 года до 30 лет получили такое право лишь спустя декаду (наряду со сверстниками-мужчинами). Что касается США, то там президент Вудро Вильсон «сдался» к 1920 году — после многочисленных театрализованных, но куда более мирных митингов суфражисток. Примечательно, что дореволюционная Россия также жила по суфражистской моде: свои женские общества здесь появились в середине XIX века, но они сперва сконцентрировались на выбивании иных уступок, в частности прав на высшее образование и квалифицированный труд. Однако к концу века и русские общества стали все чаще выдвигать лозунги о равном избирательном праве. Причем добиться преференций от чиновников в этом вопросе у них получилось быстрее британок. Так, еще летом 1917 года Временное правительство постановило допускать женщин на выборы всех уровней.

После революции советская Россия неоднократно становилась примером для других стран с точки зрения равноправия мужчин и женщин — хотя бы на бумаге. Так, юридическое равноправие в этом вопросе закрепила Конституция РСФСР 1918 года, в том же году декретом о гражданском браке было разрешено сохранять при замужестве девичью фамилию. Декрет 1920 года признавал права женщин на аборт, а закон о браке 1926 года упрощал разводы и признание внебрачных детей. Однако довольно быстро в СССР с женщинами стали говорить не о правах, а об обязанностях. К примеру, контрацептивы временно перестали производить в 1935 году, аборты фактически запретили в 1936-м (ограничение просуществовало до 1955 года), а материнство признали «социалистической обязанностью».

От суфражисток к феминисткам

После обретения избирательного права борьба за равноправие женщин по большому счету только началась. Так, повестка суфражисток была расширена до феминистической — полного политического, экономического, личного и социального равенства женщин и мужчин. Мелкие бои на эту тему проходили довольно быстро. К примеру, запрет для жительниц Нью-Йорка курить в публичных местах городская мэрия отменила чуть не в том же 1908 году. На Олимпийские игры первых спортсменок — теннисисток и гольфисток — допустили еще раньше. Немного дольше шло сражение вокруг ношения брюк, однако и здесь обошлось без поджогов зданий. Да и упомянутая Первая мировая война стала катализатором этого процесса (ведь в цехах было куда удобнее носить брюки и комбинезоны). Ну а в 1920-х годах с подачи француженки Коко Шанель брючные костюмы и вовсе превратились в элемент высокой женской моды.

"Новыя женщина, день стирки"

Фото: Getty Images

Новая волна противостояния накатила уже после войны — на этот раз Второй мировой. Ее зарождению способствовали книги француженки Симоны де Бовуар 1949 года (о господстве в обществе идеи «вторичного» бытия женщин) и особенно американки Бетти Фридан 1963 года (о внутренней неудовлетворенности домохозяек в «потребительском раю» с мужем, детьми, автомобилем и домом в пригороде). Труды Фридан попали в точку: в войну американки традиционно заменяли мужчин на заводах, но затем дам принялись (как и столетие назад) отовсюду уверять, что образование и карьера им ни к чему, а лучше все же вести домохозяйство. Так новым плацдармом в борьбе женщин за свои права стала Америка. Сражения возобновились по нескольким фронтам. Созданная той же Фридан Национальная ассоциация женщин и подобные ей организации быстро набрали лоббистский вес и стали заваливать суды исками о нарушении прав на равную оплату труда (к тому времени в США уже приняли первый закон, запрещавший работодателям гендерную дискриминацию). Сотни школ, вузов и компаний были оштрафованы, например издательства за объявления вроде «требуются мужчины».

Фото: Getty Images

Параллельно либеральные феминистки, как их назвали, требовали равноправия и в финансовых вопросах, например открытия банковского счета и получения кредита — в 1960-е года в США на них все еще требовалось письменное разрешение мужа. Были у волны и свои радикальные активистки, напиравшие на шумные акции. Например, группа «Красные чулки» врывалась в 1969 году на парламентские слушания в Нью-Йорке, требуя смягчения законодательства штата об абортах, и подумывала завесить статую Свободы протестными полотнищами. А их коллеги в Атлантик-Сити за год до этого устроили во время конкурса «Мисс Америка» уличный перформанс, короновав овцу и побросав дамские журналы и бюстгальтеры в мусорные баки «женской свободы». Дело дошло до того, что в середине 1970-х «освободительное» движение затмило выступления против вьетнамской войны, а в 1980-е стало частью госполитики не только в Америке, но и в Европе. Но и это была еще не победа.

И ты тоже

Несмотря на, казалось бы, значительные завоевания на фронтах борьбы за равноправие, движение и не думает останавливаться. Так, с начала 1990-х годов и по сей день мир содрогается от третьей волны феминизма. Оттолкнувшись от переосмысления женской сексуальности (в сторону ее раскрепощения), волна обросла добрым десятком научных подвидов и философских ответвлений (например, есть и постмодернистское направление). Правда, периодически женщинам даже в развитых странах приходится возвращаться к борьбе с довольно дремучими стереотипами, характерными скорее для эпохи суфражисток. Так, одним из самых популярных в 2017 году стало движение женщин #MeToo, публично осуждающее сексуальное насилие и домогательства. Это объединение родилось из некрасивой истории известного голливудского продюсера Харви Вайнштейна, который десятилетиями домогался актрис из собственных фильмов — нередко с угрозами увольнений. Общественный резонанс выходок продюсера вышел далеко за пределы Голливуда, где еще недавно в качестве фотоаттракциона стояла обычная кровать — как рецепт успеха в кинобизнесе. В частности, сообщения с хештегом #MeToo опубликовала почти половина американских пользователей Facebook, а во Франции популярность движения даже родила реакцию. Французские актрисы во главе с Катрин Денев осудили #MeToo, утверждая, что движение вызвало гонения на мужчин и вскоре приведет весь мир к новому пуританству.

Подобные случаи показывают, как много еще остается точек приложения усилий феминисток. К примеру, можно заняться проблемами из отчета британской организации по борьбе с бедностью ActionAid, которая в 2016 году перелопатила данные из двух сотен стран и выяснила: женщины тратят на домашнюю уборку, готовку еды и уход за детьми 23 года своей жизни, в отличие от мужчин. А в России, например, есть рекордное число ограничений на работу для женщин. Как показал отчет Всемирного банка трехлетней давности, в нашей стране остается 456 закрытых видов трудовой деятельности (против 189 в соседней Белоруссии и полном отсутствии гендерных ограничений в США). И хотя в 1930–1950-е годы в СССР женщинам разрешали водить поезда, сельхозтехнику или морские суда, сейчас это исключительная прерогатива российских мужчин. В общем, работы для феминисток во всем мире еще хватит надолго.

Александр Воронов

Вся лента