Устаревшие стандарты

Прямая речь

Светлана Иванова,

Фото: instrao.ru

директор Института стратегии развития образования РАО

Переход на новые стандарты будет происходить постепенно, когда дети, обучающиеся сейчас в основной школе, придут в старшие классы. Эти стандарты предполагают значительные изменения и в содержании образования, и в оснащении школ учебниками и оборудованием, и в подготовке и переподготовке учителей. В стандартах предусмотрено изучение не отдельных предметов, а так называемых предметных областей — филология, математика и информатика, естествознание и т.д. И это прописано в Законе об образовании 2012 года.

Наша школа страдает от многопредметности — у нас дети изучают более 16 предметов. И с разных сторон предпринимаются попытки их число увеличить — то астрономия, то шахматы, то экология, то основы религии, то основы семьи... Мир движется в другую сторону. Сегодня требуются не столько отдельные знания, сколько восприятие детьми целостной картины мира, нужны функциональная грамотность, коммуникативные навыки, умения добывать, анализировать, сопоставлять информацию.

Но предметное лобби у нас очень сильное. А лобби — это мы все, и ученые, и учителя, и методисты, и родители. И каждый учитель стремится, чтобы на его предмет выделялось как можно больше времени. Традиционная педагогика и методика стоит на том, что надо вложить в голову школьника знания по всем учебным предметам. Объем информации все нарастает. Не успеваем вложить на уроке? Дадим домашнее задание, никак не координируя его объемы с другими учителями-предметниками. Сможет ли ученик потом соединить эту разрозненную информацию, в какой степени ему все это нужно для его будущего, развивает ли это личность — этот вопрос не всякого предметника волнует. Мы понимаем, что такая позиция — неправильная. Но, когда мы пытаемся что-то изменить и выносим этот вопрос на обсуждение педагогической общественности, учителей и даже политиков, встречаем сопротивление все того же предметного лобби. Замкнутый круг.

Вся лента