ШААЗ подсел на легкое

Автоагрегатный завод вышел на рынок радиаторов для легковых автомобилей

Шадринский автоагрегатный завод (ШААЗ, Курганская область) запустил новое производство — радиаторы для легковых автомобилей. Раньше на предприятии выпускали радиаторы только для грузовых автомобилей и коммерческой техники. В новое производство мощностью 120 тыс. теплообменников в год ШААЗ вложил 8 млн руб. Новые радиаторы пока выпускают для «Нивы», ВАЗ-2105, «Волги», «Газели» и аналогичных отечественных авто и продают только на рынке запчастей, однако в будущем ШААЗ планирует расширить линейку и поставлять продукт предприятиям автомобилестроения. Эксперты называют такой подход к новому продукту «пробой рынка».

Фото: Пресс-служба УГМК

В четверг Шадринский автоагрегатный завод (входит в Уральскую горно-металлургическую компанию) представил продукцию новой линии производства алюминиевых радиаторов Sophico трубчато-пластинчатой конструкции. С начала 2018 года на линии готовят водяные радиаторы и радиаторы отопителя для легковых автомобилей. Как отметил гендиректор ШААЗ Андрей Попов, ранее предприятие выпускало радиаторы только для грузового транспорта, дизельгенераторов и автобусов.

АО «ШААЗ»

АО «ШААЗ» основано в 1941 году после эвакуации на его площадку цехов Московского автозавода им. Сталина и Московского карбюраторного завода. Производит автомобильные агрегаты, с 2014 года модернизирует маневровые тепловозы. Около 80% продукции поставляется на конвейеры ведущих автопроизводителей: КАМАЗ, «Урал», УАЗ, МАЗ, Павловский, Ликинский и Курганский автобусные заводы. Часть алюминиевого прокатного стана поставляется из соседнего Каменска-Уральского металлургического завода (контролируется структурами «Реновы»), часть — из Германии и Китая. Чистая прибыль в 2016 году — 101,7 млн руб., выручка — 5,4 млрд руб. В 2018 году планирует выпустить продукции на 6 млрд руб.

По словам Андрея Попова, в открытие новой линии производства ШААЗ вложил около 8 млн руб. Их планируют окупить в течение 2018 года. В небольшом цехе сейчас работают пять человек, которые в проектной мощности могут выпускать 10 тыс. радиаторов в месяц. При высоком спросе ШААЗ готов приобрести дополнительное оборудование и увеличить объемы производства. Сейчас выпускаются 10 модификаций радиаторов для «Нивы», Ваз-2105, «Волги», «Газели» и аналогичных отечественных авто. «Мы работаем на самые массовые модели рынка запчастей российских автомобилей»,— пояснил заместитель технического директора ШААЗа Владимир Осьмушин. В первом полугодии 2018 года планируется добавить 6–8 водяных теплообменников для российских автомобилей. На заводе отмечают, что готовы расширять линейку в связи с запросом рынка.

Сейчас новый продукт ШААЗ продает на рынке запчастей, в дальнейшем планирует поставлять комплектующие производителям легковых автомобилей. В первую очередь предлагать новые радиаторы будут уже существующим российским партнерам. «Первые радиаторы сейчас отправлены дистрибьютерам — все в небольшом количестве для ассортимента. Бренд ШААЗа знают, поэтому радиаторы продаются»,— отметил Андрей Попов. Он пояснил, что пока не оценивали долю, которую на рынке займут радиаторы, а в качестве основных конкурентов назвал Лихославльский радиаторный завод (Тверская область), Бишкекский радиаторный завод (Москва), а также Behr (Германия).

По мнению экспертов, ШААЗ заходит на новый рынок аккуратно. «Завод имеет огромный опыт производства радиаторов, но выход в новый сегмент начинает, мягко говоря, с низов, предлагая детали для моделей автомобилей давно снятых с производства, но все еще эксплуатируемых. В перспективе 5–6 лет спрос на радиаторы для таких автомобилей сойдет до минимального. Я бы назвал такой подход пробой рынка, но не более»,— полагает партнер практики «Стратегическая и операционная эффективность» «НЭО Центра» Александр Ракша. Старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич считает, что пока компания может занять около 5% рынка радиаторов для легковых авто. «На нашем рынке широко представлены зарубежные марки. И в случае широкого ассортимента, высокого качества и более низких цен завод ШААЗ сможет на равных конкурировать с ними»,— отмечает он.

Эксперты оценивают российский рынок транспортных радиаторов в 1,7–2 млн радиаторов в год. «При этом ожидается, что рынок в ближайшие годы может показать хорошую динамику и к 2020 году подняться до 2,3 млн единиц как за счет роста производства автомобилей, так и за счет парка старых автомобилей»,— добавил Богдан Зварич.

Ольга Кураева

Вся лента