Рост трафика и закрытие «белых пятен»

— инвестиции —

Основными трендами развития телеком-отрасли в прошлом году стали повышение качества предоставляемых услуг, рост интернет-трафика, а также расширение спектра услуг мобильных операторов. Увеличение спектра услуг, основанных на новейших технологиях, обозначило еще один новый тренд отрасли — IT-разработки.

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

В 2017 году телекоммуникационные компании, представленные в Самарской области и соседних регионах, работали над расширением сети, строительством новых оптоволоконных линий и повышением качества и скорости интернет-соединения. Операторы сотовой связи делали упор на развитие LTE-технологии (Long-Term Evolution, стандарт беспроводной высокоскоростной передачи данных для мобильных телефонов и других терминалов, работающих с данными) и формата 4G. А также разрабатывали и предлагали клиентам услуги, основанные на новейших информационных технологиях.

Прокладывают линии связи

В прошлом году в Российских регионах продолжилась реализация государственной программы «Устранение цифрового неравенства» (УЦН), которая предусматривает создание точек доступа в интернет в населенных пунктах численностью от 250 до 500 человек и предоставление населению доступа в сеть на скорости не менее 10 Мбит/с. Реализацией программы занимается ПАО «Ростелеком» с привлечением компаний, специализирующихся на прокладке волоконно-оптических линий связи (ВОЛС).

В Самарской области оператор госпрограммы в 2017 году смонтировал 33 точки доступа в интернет в Елховском, Камышлинском, Исаклинском, Клявлинском, Кошкинском, Кинель-Черкасском и Похвистневском районах. Общее количество населенных пунктов в губернии, получивших доступ в интернет по Wi-Fi, достигло 88‑ми. С начала старта в 2015 году проекта УЦН в Самарской области было построено 820 км волоконно-оптических линий связи. Возможность подключиться к глобальной сети получили около 45 тыс. человек, проживающих в малых населенных пунктах. Всего на территории региона было оборудовано 123 точки доступа в интернет.

«Все точки доступа, смонтированные в прошлом году, расположены в удаленных районах губернии на расстоянии от 200 км от областного центра. Попасть на прием к врачу или оформить пенсию, поменять паспорт жителям сел теперь гораздо проще. Они могут получить эти услуги через интернет», — рассказал директор самарского филиала «Ростелекома» Сергей Иванов.

С 1 августа 2017 года в точках доступа, оборудованных в рамках программы, отменена плана за использование информационных ресурсов со скоростью до 10 Мбит/с. Со времени отмены платы количество выходов в интернет в точках доступа выросло на 28 %, а общий объем интернет-трафика увеличился практически на треть.

Прокладку ВОЛС в регионе осуществляла ГК «Компьюлинк». За год в рамках госпрограммы предприятие проложило 320 км оптоволокна. В результате проведенных работ услугами связи и широкополосным доступом к сети интернет обеспечены 17 населенных пунктов Большеглушицкого, Большечерниговского и Безенчукского муниципальных районов. Как сообщили в компании, строительство ВОЛС включало в себя прокладку в грунте и монтаж волоконно-оптического кабеля, установку железобетонных опор в географических центрах 17 населенных пунктов, подключение к ним электроснабжения, монтаж «шкафов энергетики» — узлов оптической сети, обеспечивающих подключение к магистральной ВОЛС и к электрической сети 220 В.

Расширяют сотовую связь

Компании, специализирующиеся на операторском бизнесе и беспроводной передаче данных посвятили 2017 год распространению новых технологий и стандартов передачи данных. В ПАО «МегаФон» рассказали об устранении так называемых «белых пятен» в регионах Приволжского федерального округа. Компания завершила масштабную модернизацию сети в Ульяновске и близлежащих районах. Обновление оборудования позволило повысить качество связи и максимально сократить возможность нештатных ситуаций, рассказала директор по связям с общественностью Поволжского филиала ПАО «МегаФон» Елена Харитонова. По ее словам, в малых населенных пунктах Ульяновской области в течение прошлого года оператор продолжил расширять присутствие голосовой связи 2G. В конце года компания обеспечила связь в поселках, численность жителей в которых не превышает тысячи человек. В итоге покрытие голосовой связью сети в Ульяновской области достигло 98 % территории.

В 2017 году «МегаФон» запустил в Ульяновске и Самаре технологию LTE-Advanced со скоростью передачи данных до 300 Мбит/с. Средняя скорость в Самаре повышена до 100 Мбит/с. Причем доступ к высокоскоростному интернету компания предоставляет даже в небольших населенных пунктах. Например, в 2017 году стандарт LTE стал доступен в трех поселках Ульяновской области с общей численностью около 11 тыс. жителей.

В «МегаФоне» отмечают миграцию самарских абонентов из 3G в 4G. В 3 квартале 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года интернет-трафик в сетях 2G/3G вырос в 1,4 раза,

тогда как за этот же период трафик в скоростной сети 4G увеличился в 4 раза. Объем потребления мобильного трафика на одного абонента бизнес-сегмента за указанный период вырос почти вдвое и к концу третьего квартала 2017 года составил почти 3 Гб.

В Оренбуржье общий объем интернет-трафика мобильного оператора по итогам девяти месяцев вырос на 70 %. На 45 % увеличилось потребление мобильного интернета на одного абонента. Количество 4G абонентов в Оренбуржье увеличилось в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. На 6 % возросло количество абонентов, пользующихся мобильным интернетом.

Как сообщили в ПАО «ВымпелКом» (оператор «Билайн»), в 2017 году компания провела модернизацию оборудования, что позволило улучшить качество связи и увеличить скорости мобильного интернета. В результате компании удалось на 33 % увеличить интернет-трафик, потребляемый самарскими абонентами. Трафик LTE, по сравнению с 2016 годом, увеличился в 3 раза.

Директор самарского филиала Tele2 Петр Семенищев, рассказал, что в 2017 году компания в полтора раза увеличила число активных дата-пользователей, среднемесячный интернет-трафик на одного абонента вырос на 77 %, а общий объем потребления интернета за год увеличился в 2,2 раза. Среднемесячный голосовой трафик на одного абонента в регионе увеличился на треть. Вдвое увеличилось число корпоративных клиентов — как среди предпринимателей, так и в госсекторе, а выручка в этом сегменте выросла в 3,2 раза.

В ПАО «МТС» также отметили модернизацию сети, проведенную в регионе в 2017 году. За год оператор заменил больше трети оборудования 2G и 3G в Самаре и Тольятти, расширив зону покрытия и сделав сеть еще более надежной. Параллельно компания запустила «ковер LTE» в Самаре и Тольятти, сделав покрытие высокоскоростного интернета на территории агломерации практически бесшовным.

Бизнес приходит за инновациями

В «Ростелекоме» сообщили, что более 70 % доходов компании приносят инновационные сервисы, и эта доля постоянно увеличивается. Высоко востребованы в бизнес-среде видеонаблюдение, сервисы для эффективных коммуникаций: облачная телефонная, видеоконференцсвязь, услуги контактных центров. «Кроме того, мы предлагаем своим клиентам по всей стране в зоне покрытия „Ростелекома“ бесплатный Wi-Fi-доступ на скорости 6 Мбит/с, виртуальные ЦОДы, виртуальный офис, полный комплекс услуг по информационной безопасности, защищенные корпоративные сети и многое другое», — сообщили в компании.

Наиболее востребованными из телеком-предложений «МегаФона» для самарского бизнеса в 2017 году стали сервисы, предоставляемые на базе мобильного интернета. Например, виртуальная АТС, позволяющая без проводов оперативно организовать умную телефонию в офисе для бизнеса любого масштаба с настройкой звонков под любую задачу и возможностью сбора статистики.

По-прежнему в регионе высоко востребованы автоматизированные системы контроля по технологии обмена информацией между устройствами через мобильную сеть M2M — с широчайшим функционалом от контроля оборудования до персонала и транспорта. Рост спроса на эти услуги в третьем квартале 2017 года в Самарской области превысил показатели 2016 года на 99 %. Сфера применения технологии необычайно широка, она используется для мониторинга в сфере строительства, сельского хозяйства, навигации, ЖКХ, IT, медицине, транспортной и банковской сферах, энергетике, производстве, торговле, охранной деятельности.

В «Билайне» рассказали о востребованности комплексных IT-решений для бизнеса. Таким решением в компании стала платформа «Мобильное предприятие», которая предлагает комплекс услуг для бизнеса: мобильная связь и мобильный интернет, корпоративный мессенджер, облачная АТС, виджеты звонков на сайте клиента и многоканальные номера, облачное хранилище, система управления продажами, таскменеджер для работы в команде.

В целом игроки отмечают расширение спектра облачных услуг для бизнеса. Например, внедряются сервисы для безопасного удаленного использования корпоративных информационных систем и ресурсов, также позволяющие управлять корпоративными мобильными устройствами или личными устройствами сотрудников.

Технологии заходят в дом

Доля высокотехнологичных услуг увеличивается и в сфере B2C. Участники рынка отмечают стабильный рост спроса на инновационные предложения среди населения. В «Ростелекоме» отмечают рост популярности у жителей Самарской области высокотехнологичных коробочных решений для дома. Так, пакет «Видеонаблюдение» для дома позволяет контролировать все происходящее на расстоянии и просматривать записи на любом устройстве. Управлять камерой можно через мобильное приложение из любой точки мира.

Компания запустила в опытно-коммерческую эксплуатацию комплект «Умный дом. Безопасность», включающий контроллер, к которому беспроводным способом подсоединяются различные датчики: движения, открытия, задымления, протечки и другие. После установки системы в квартире данные с приборов отображаются в режиме онлайн в личном кабинете пользователя, доступном на специальном сайте или в мобильном приложении. При появлении в жилище дыма, затоплении или в случае проникновения посторонних хозяин мгновенно получит уведомление на мобильный номер. В систему могут встраиваться видеокамеры и другие датчики любых производителей, поддерживающих протокол беспроводной связи Z‑Wave.

В МТС отмечают повышенный спрос на спутниковые «тарелки» компании. По сравнению с 2016 годом, продажи «спутника» выросли почти в 8 раз. Также в компании отмечают, что российские пользователи генерируют и скачивают все больше «тяжелого» интернет-трафика, поэтому в 2017 году компания запустила ряд продуктов, дающих безлимитный доступ к самым востребованным категориям контента.

Перспективным направлением в компании называют финансовые сервисы. В 2017 году оператор обновил собственный электронный кошелек, обезопасив его от хакеров, и запустил банковскую карту с еженедельным кэшбэком.

Собеседники „Ъ“ отмечают, что увеличение спектра информационных услуг последовательно привело к появлению у крупных операторов собственных IT-разработок. Так, в МТС отметили, что в компании есть подразделение, занимающееся системной интеграцией, что позволяет предлагать клиентам крупные и многогранные проекты «под ключ»: от приобретения лицензионного ПО до разработки уникальных IT-продуктов под конкретные задачи.

«Сейчас основным источником дохода для операторов является мобильный data-трафик, но уже очевидно, что с развитием IT-структуры ситуация будет меняться. Мы видим большой потенциал в проектах, связанных с big data, быстро растет сегмент «интернета вещей». Автоматизация производства и дистанционный мониторинг оборудования, организация удаленных рабочих мест и контроль сотрудников, защищенные каналы связи и вообще кибербезопасность — вот лишь часть задач самарских компаний, которые МТС как мультисервисный оператор уже с успехом решает», — рассказал Александр Меламед.

О выходе за пределы операторских сервисов говорят и в компании Tele2. Оператор запустил сервис с онлайн-платформой Clouty, где представлены витрины более 100 крупнейших интернет-магазинов одежды, обуви и аксессуаров.

«Проект стал первым российским опытом создания fashion-сервиса на базе мобильных услуг», — рассказал Петр Семенищев.

Ставка на развитие

Говоря о планах и тенденциях на 2018 год, собеседники «Ъ» отмечают необходимость повышения технологического уровня имеющейся инфраструктуры связи, разработки и внедрения новых востребованных IT-продуктов. Так, в самарском отделении «Ростелекома» в 2018 году в планируют создание платформы для промышленного интернета. Это будет многокомпонентная система, обеспечивающая полный̆ цикл обработки данных различных технических устройств, подключенных к сети интернет. «МегаФон» в 2018 году планирует расширять географию и скорость мобильного интернета в регионах, продолжит работу по обновлению оборудования и продолжит развитие сети LTE. В МТС главным вызовом 2018 года называют грядущий Чемпионат мира по футболу и ожидаемый в связи этим рост объемов трафика и приток абонентов в пиковые дни турпотока. Основной перспективой развития рынка на ближайшие пару лет в «Билайне» считают запуск сетей «пятого поколения» (5G). Также операторы делают ставку на умные технологии и Big Data.

Как отмечают эксперты, реализация проектов и дальнейшее развитие отрасли напрямую зависит от важнейших факторов: финансирование и инфраструктурная поддержка IT-разработок и кадровое обеспечение.

Врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров на совещании в ноябре 2017 года отметил, что по количеству специалистов в сфере высоких технологий, которых готовит регион, область находится «в тройке лидеров страны». «Но если говорить по объему оказываемых услуг, мы далеко не первые. Хотелось бы, чтобы Самарская область была в пятерке регионов по этому показателю. Надо понять, что нам предстоит перестроить на уровне государственно-регионального управления, чтобы создать условия для развития цифровой экономики», — сказал глава региона.

В IT-компаниях, тем не менее, говорят о нехватке в регионе специалистов. По мнению заместителя директора компании «Меркури девелопмент Самара» Руслана Демьяненко, сейчас обучение информационным технологиям в регионе оставляет желать лучшего. Он отметил, что система образования не успевает за постоянным прогрессом. Существующая же программа обучения, по его оценке, утратила актуальность и отстает как минимум на пять лет.

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал считает, что, несмотря на декларируемую поддержку, развитие высоких технологий в России тормозит отсутствие необходимого финансирования, дорогие заемные средства. Причем особенно остро это наблюдается в регионах, которые из-за оттока специалистов испытывают и кадровый дефицит. «Сейчас большая часть финансирования IT-компаний — это собственные средства, что оказывает сдерживающий фактор развития отрасли. Ожидаем, что в скором времени ситуация изменится и появится дополнительное финансирование со стороны западных инвесторов и государства», — рассказал эксперт.

Елена Вавина

Вся лента