Большая ответственность для микрофинансов

Ужесточение регулятивных требований к МФО привело к массовому уходу с рынка ряда микрофинансовых организаций. В то же время у оставшихся игроков число заемщиков и общий портфель займов выросли в несколько раз. Эксперты полагают, что в текущем году рынок замедлит темпы роста, а движущей силой микрофинансов станут онлайн-займы, динамика роста которых может превысить 50%.

В ближайшее время движущей силой рынка микрофинансов станут онлайн-займы

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Расчет окончен

Прошедший год стал испытанием для рынка микрофинансов. После ужесточения регулятивных требований к МФО их число сократилось на 11,2% — до 2298 организаций. Ключевым событием стало вступление в силу указания от Банка России, которое предусматривает разделение МФО на микрофинансовые и микрокредитные компании. Сейчас получить статус МФК могут компании с уставным капиталом не менее 70 млн руб., что позволяет им выдавать онлайн-займы и привлекать средства физических лиц. Компании, которым не хватает ресурсов, переходят в ранг МКК. Данный статус не позволяет привлекать инвестиции от физических лиц, выпускать облигации и выдавать онлайн-займы. «Разделение МФО на компании двух типов очистило рынок от большого количества неблагонадежных организаций, оставив только самых крупных и проверенных игроков»,— полагает основатель и финансовый директор Kviku Вениамин Липский. По словам ведущего аналитика по банковским рейтингам «Эксперт РА» Ивана Уклеина, сокращение числа небольших компаний при одновременном росте концентрации на крупных игроках — естественный процесс после усиления регулирования рынка.

Нововведения пока мало повлияли на рынок микрофинансов юга страны. Согласно данным Банка России на январь текущего года, в ЮФО зарегистрировано 192 МФО: 189 МКК и три МФК, что примерно равно показателям прошлого года. Лидерами по числу микрофинансовых организаций стали Ростовская область и Краснодарский край — 72 и 52 соответственно, третье место заняла Волгоградская область — 24 МФО. По данным компании Eqvanta, в ЮФО на каждые 100 тыс. человек приходится один региональный микрофинансовый бренд.

«Сейчас компании „перекраивают“ внутренние процессы и адаптируют свою бизнес-модель под выполнение новых, более жестких требований регулятора,— рассказывает генеральный директор МФК «Честное слово» Андрей Петков.— Однако благодаря переходу в статус МФК и решению новых задач компании взрослеют и выходят на новый уровень».

Разделение МФО на МФК и МКК не снизило интерес потребителей к микрозаймам. Согласно данным Банка России, по итогам 2017 года количество заемщиков возросло на 63,7% и достигло 8,4 млн человек. Портфель МФО вырос на 28,4% и составил 111,8 млрд руб. Член совета союза СРО «Единство» Даут Хайруллинов связывает это с тем, что принятие поправок прошло незаметно для граждан, несмотря на то что их права стали обширнее по сравнению с ситуацией в прошлом году. Генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Ирина Хорошко полагает, что 90% всех клиентов пользуются услугами крупных компаний, которые соблюдают все нормы регулятора, поэтому уход некоторых игроков никак не сказался на количестве займов. Отдельную роль в росте портфеля займов играет возобновление покупательской активности соотечественников. «Раньше отчетливо прослеживалось „потребительское охлаждение“ россиян, сейчас же растет потребление и явно вместе с ним необходимость в заемных средствах»,— рассказывает генеральный директор группы компаний Eqvanta Юрий Провкин.

Онлайн впереди

Повсеместным трендом на рынке микрофинансов эксперты считают развитие онлайн-займов. Согласно исследованию Объединенного кредитного бюро, этот сегмент растет в семь раз быстрее, чем традиционное банковское кредитование. За год сумма выданных онлайн-займов составила около 30 млрд руб, это на 67% больше, чем в 2016 году.

По данным сервиса онлайн-кредитования MoneyMan, в прошлом году жители ЮФО оформили 130 тыс. онлайн-займов на сумму около 1,5 млрд руб. Это в два с половиной раза больше, чем в 2016 году. Чаще всего займы берут люди в возрасте от 31 до 40 лет — это 25% клиентов. 53% заемщиков имеют высшее образование, доля клиентов со средним образованием меньше 2%. «Миф о том, что клиентами МФО являются безответственные, безработные и малообеспеченные граждане, не имеет под собой никаких оснований»,— убежден гендиректор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин. «По итогам 2017 года средняя сумма займа в ЮФО составила 9320 руб.,— рассказывает генеральный директор компании Webbankir Андрей Пономарев.— Можно сказать, что жители региона — довольно дисциплинированные заемщики: уровень дефолтов не превышает 14% при среднем уровне по рынку 15–20%».

Ирина Хорошко к основным источником роста онлайн-кредитования относит переток клиентов в онлайн, общий рост клиентской базы, более выгодные предложения, чем на офлайн-площадках, а также новые продукты, которые максимально приближены к банковским. По словам Вениамина Липского, основными преимуществами онлайн-займов являются снижение издержек и удобство для клиентов.

МФО постоянно внедряют новые системы и технологии, в том числе для идентификации личности онлайн. Так, по словам исполнительного директора ООО «Домашние деньги» Андрея Бахвалова, наиболее интересной и перспективной для компаний является Единая система идентификации и аутентификации. Она позволяет повысить точность скоринговых оценок, увеличить процент одобрения на 30% и его скорость за счет использования образца голоса и видеоизображения заемщика. Чтобы пополнить базу ЕСИА, клиенту нужно «сдать» биометрию в ближайшем крупном банке. По общим оценкам специалистов, спрос на финансовые услуги онлайн будет наблюдаться как минимум еще пять лет, а объем займов по итогам текущего года превысит 50 млрд руб.

Выживет сильнейший

Чтобы сохранить прибыль на фоне высокой конкуренции и развития онлайн-займов, компании все чаще диверсифицируют услуги и ищут новые бизнес-модели. По словам Андрея Петкова, самой распространенной тактикой для сохранения прибыли является расширение продуктовой линейки. «К примеру, если ранее компания занималась займами до зарплаты, то теперь вводит услуги потребительского кредитования. Некоторые кредиторы пытаются подключить безрисковые услуги: страхование, проверку благонадежности клиента по его кредитной истории, кто-то концентрируется на улучшении текущих услуг»,— рассказывает эксперт. «МФО изучают и тестируют кредитование абонентов сотовых операторов, POS-кредитование, внедряют кредитные продукты для интернет-покупок, в том числе и крупных, включая авиабилеты, расширяют продуктовые линейки»,— рассказывает Юрий Провкин.

Высокая конкуренция подталкивает МФО не только расширять линейку продуктов, но и осваивать новые территории. По словам Юрия Провкина, некоторые МФО уходят из городов-миллионников в города с населением до 50 тыс. человек. В то же время новые МФО стали чаще открываться в регионах и уже потом появляться на федеральных площадках.

Господин Бахвалов отмечает, что стремление МФО стать лучше делает рынок более инвестиционно привлекательным. «За год количество инвесторов-физических лиц выросло в среднем на 20%, а в некоторых регионах темпы прироста достигают 40%. При этом все чаще премиальные клиенты банков с чеком выше 10 млн руб. рассматривают крупные МФО в качестве инструмента для приумножения своего капитала»,— подытожил эксперт.

Новые возможности

Эксперты считают, что рост рынка микрофинансов в текущем году замедлится и составит 10%. В первую очередь это связано с продолжением чистки рынка, а именно со вступлением в силу новых норм резервирования. Они предусматривают необходимость создания резерва в размере 50% по долгам с просрочкой от одного дня и 100% — по задолженности с просроченными платежами продолжительностью более 90 дней. Ранее резервирование просрочки от одного дня начиналось с 1,5%, от 90 дней — с 15%. По словам Вениамина Липского, регуляторные меры больше всего повлияют на компании, работающие в сегменте PDL — «займы до зарплаты». Иван Уклеин убежден, что повышение требований позволит защитить права заемщиков и снизить риски инвестиций в микрофинансовые компании. В Банке России предполагают, что подобные меры могут простимулировать МФО выдавать займы малому и среднему бизнесу. Однако при этом число МФО продолжит сокращаться. По прогнозам Ирины Хорошко, к концу 2018 года из 2,3 тыс. компаний на рынке останется 1,5 тыс. — большая часть игроков прекратит свою деятельность по решению регулятора. По мнению эксперта, уход ряда компаний никак не повлияет на рост процентных ставок и ухудшение условий для заемщиков.

«В 2018 году рынок возобновит цессии проблемной задолженности, что окажет дополнительное давление на и без того затухающий рост традиционных сегментов»,— считает Иван Уклеин. Однако уже через три-пять лет рынок станет более понятным и привлекательным для банков и частных инвесторов. По мнению аналитика, на рынок могут выйти новые крупные игроки — «дочки» крупных банков, мобильные операторы, вследствие чего он может формально показать высокую динамику и рост 20–30%. Юрий Провкин полагает, что рост микрофинансового рынка продолжат стимулировать увеличение средней суммы займа, онлайн-кредитование и деятельность банковских МФО. «Если большинство МФО сосредоточено на сегменте PDL — займов до зарплаты, то в 2018 году можно ожидать увеличения удельного веса POS-займов, потребительских займов и микрозаймов по бизнесу»,— подытожил эксперт. Ирина Хорошко полагает, что основным направлением для развития МФО станет предложение «длинных денег» — крупного займа на длительный срок с уровнем банковской процентной ставки.

Андрей Бахвалов считает, что ведущие игроки финансового рынка начнут активно осваивать новые сегменты, используя технологические ресурсы. «Компании начали монетизировать сеть, запуская совместные проекты с партнерами. Основными из них стали телемедицина, страхование, юридическая помощь, реализация карт рассрочек от банков и др. Ожидается, что в 2018 году порядка 50% прибыли будет приходиться именно на комиссионные продукты»,— считает специалист.

Дарья Зимина

Вся лента