«Немало открытий было сделано еще до изобретения автомобиля»

Дмитрий Гронский — об истории отечественных достижений

Обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Гронский продолжает рассказ о вкладе отечественных изобретателей в мировую автомобильную промышленность.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Погожим днем 1839 года все, кто прогуливался по набережным Невы, были крайне удивлены, увидев лодку, плывшую против течения без весел или паруса. В лодке сидели 14 человек, а оборудована она была электродвигателем, который за пять лет до того изобрел и построил российский ученый Борис Якоби.

Сегодня, когда многие автопроизводители и даже целые страны грозятся, что автомобили очень скоро станут исключительно электрическими, этот факт мы, безусловно, можем добавить в список наших приоритетов в изобретении автомобиля, о чем говорить мы начали в понедельник.

Немало открытий, потом пригодившихся автомобилестроению, было сделано задолго до изобретения автомобиля, что, впрочем, неудивительно. Например, трудно себе представить современный автозавод без технологии электросварки. А ведь ее изобретение едва ли не целиком и полностью является заслугой российских изобретателей. Сперва, в 1802 году, физик-экспериментатор Василий Петров открыл явление вольтовой электрической дуги, а спустя 80 лет костромской помещик Николай Бенардос изобрел дуговую сварку угольным электродом.

Что еще необходимо вспомнить? 14 мая 1888 года конструктор Огнеслав Костович первым подал заявку и запатентовал восьмицилиндровый оппозитный двигатель с водяным охлаждением и электрическим зажиганием. Сейчас своими оппозитными моторами известны такие именитые автопроизводители, как Porsche и Subaru. Приятно думать, что наш соотечественник в некоторой степени причастен к их успеху.

Никто не возьмется спорить с тем, что подстаканник – важнейшая деталь автомобиля. Между тем, подставка для фиксации стакана была придумана в России в середине ХIX века, а широкое применение нашла в конце позапрошлого столетия в связи с развитием железных дорог. Самое крупное производство металлических подстаканников было на заводе купца Кольчугина в городе Кольчугино Владимирской губернии.

Вся лента