Коллекторы проявляют изобретательность

Почему не работают ограничения для сборщиков долгов

Должники продолжают жаловаться на действия коллекторов: в СМИ все чаще появляются сообщения о недобросовестных действиях сборщиков долгов, хотя с января прошлого года их полномочия ограничены федеральным законом. На что жалуются должники? И почему не работает закон? Об этом — Иван Якунин.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Статистику по нарушениям коллекторов найти сложно: государство следит только за лицензионными компаниями. При этом в СМИ периодически появляются сообщения о новых наиболее изощренных приемах сборщиков долгов. Например, москвич, не успевший перевести деньги из-за сбоя в банке, обнаружил свою фотографию, адрес и телефон на портале, чьи пользователи оказывают интим-услуги. Правоохранители ему не помогли.

В регионах коллекторы не так изобретательны, говорит руководитель проекта «Стоп!Коллектор» Вячеслав Курилин — его организация базируется в Челябинске. «Для того, чтобы получить деньги, когда заемщица попала в больницу, — у нее был инсульт, — приезжали прямо в больницу. Шли звонки с требованиями дочери. Микрофинансовые компании пытаются проникнуть в квартиру, а когда это не получилось, перерезают провода звонка. Влияние еще имеет возраст человека — то, что для молодого человека не угроза, совсем другая ситуация, когда одинокая пенсионерка», — перечисляет Курилин.

Периодически правоохранители устраивают публичные разбирательства, которые, видимо, призваны напугать нарушителей. Так должно было произойти с ульяновским коллектором Рустамом Мавлютовым — он отправил пенсионерке фото четырехлетней внучки в траурной рамке. Его агентство даже лишили лицензии, но сам Мавлютов заплатил пострадавшей 80 тыс. в рамках досудебного соглашения и вышел на свободу, хотя ему грозило семь лет тюрьмы.

Следить за действиями коллекторов должно МВД, напомнил управляющий партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев: «Нужно в совокупности рассматривать действия этого человека. Если он предварительно угрожал, намекал на причинение вреда здоровью, в подтверждение своих угроз направил фотографию в траурной рамке, и пенсионерка, вполне возможно, совокупность этих действий воспринимает как угрозу убийства — в первую очередь нужно обращаться в Прокуратуру. Если же совершается преступление, то, безусловно, это МВД, Следственный комитет».

Закон запрещает требовать погашения долга от родственников, применять физическую силу, портить имущество, оказывать психологическое давление и звонить чаще двух раз в неделю. Впрочем, юридическая норма распространяется только на «белых» коллекторов. Да и она не исключает нарушений, объяснил гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин: «Закон получился достаточно жесткий, и это повлекло за собой попытки его обойти. Использовались различные схемы. Например, одна из самых распространенных и массовых, причем именно в таком белом сегменте — заключение с заемщиком, еще не должником, соглашения, которое расширяет возможности взаимодействия с ним, когда он просрочит оплату долгов. Сейчас как раз служба судебных приставов пытается эту лазейку закрыть».

Известны случаи, когда недобросовестных коллекторов все-таки удавалось посадить. Так произошло с вышибалой долгов из Петрозаводска, который 38 раз позвонил сотруднице детского сада с требованием вернуть долг, угрожая взорвать здание.

По статистике, у половины россиян в семье есть хотя бы один незакрытый кредит. За восемь лет этот показатель увеличился вдвое.

Вся лента