«Местное солнце плавит мозги быстрее, чем асфальт»

Петр Воронков — о Калабрии

Обозреватель «Коммерсантъ FM» рассказывает об удивительном районе на юге Италии, где курортный сезон продолжается круглый год.

Фото: Wikimedia.org

Калабрия — самый юг, то есть носок «итальянского сапога», который полощется сразу в двух морях — Ионическом и Тирренском.

Коктейль из густого запаха трав, соленого бриза, и настоящая мозаика пляжей. Сразу открою несколько секретов, за которые итальянцы меня, конечно, не похвалят. Не бойтесь взять машину напрокат, обязательно кабриолет, чтобы полной грудью вдыхать тот самый коктейль.

Алкогольных коктейлей тоже особо не опасайтесь – дорожная полиция здесь более чем благосклонно относится к туристам. Одна знакомая блондинка так мощно стартовала вдоль побережья, что, пролетев мимо постовых на сверхзвуковой скорости, почувствовала неловкость, что ли, развернулась через две сплошных и поехала извиниться. Бравые парни дружно посоветовали ей прикупить шляпу или панаму, деликатно объяснив, что местное солнце плавит мозги быстрее, чем асфальт.

Хотя воздух свободы пьянит похлеще знаменитых чедро и лимончелло — ликеров, сделанных на основе цедры местного сорта лимона. Горы и море умудрились создать здесь климат, благодаря которому местные жители доживают до веселой старости, не испытывая похмелья.

В Калабрии удивительным образом сочетается пляжный отдых на берегу и живописные горы, шикарные дороги — извилистые серпантины с горными и морскими пейзажами, три климатические зоны. Курортный сезон, похоже, никогда не заканчивается: весной еще функционируют горнолыжные курорты, а на морском побережье уже можно встретить отдыхающих, купающихся в лучах ласкового солнца, хотя море еще холодное; жители северных стран с удовольствием приезжают сюда осенью. Морская вода невероятно чистая, а местная рыба и морепродукты очень полезны. Строительство многоэтажных зданий в регионе запрещено, и все располагает к прекрасному отдыху.

А кухня Калабрии — действительно мечта любого гурмана. Особый аромат блюдам придает очень острый красный перчик – пеперончино. Это не только приправа, но и часть культуры. Калабрийцы гордятся своим перчиком, который по остроте второй в мире после мексиканского, и добавляют его везде. Не забудьте отведать калабрийского шоколада с перцем.

Вообще, если зажигать по полной программе, то здесь — на самом юге Апеннинского полуострова, имеющем сумасшедшую репутацию итальянской Ибицы. Кстати, не только веселье — культура, история, архитектура, науки, — вся Италия началась отсюда. Имя страны тоже родилось в Калабрии – эти края называли Италика.

Первые торговые поселения греков в Калабрии появились еще в VIII веке до нашей эры, и только 500 лет спустя сюда пришли римляне. Это родина математика Пифагора и философа Иоахима Флорского, мечтателя-утописта Томаззо Кампанеллы и модельера Джанни Версаче. Калабрия долгое время оставалась сначала под властью Греции, а затем Византии. Здесь даже остался свой язык, отличный от итальянского — греко-калабрийское наречие, или греканико. Правда, услышать его можно сегодня только на самом юге Калабрии — в провинции Бовезия в городке Пентидаттило, что расположен у подножья горы, напоминающей очертаниями пять пальцев руки.

А местный житель Пифагор именно здесь когда то воскликнул: «Мысль превыше всего!»

Вся лента