«Мотор ленд» вышел на «Открытую дорогу»

Воронежская компания планирует покупку петербуржского дилера KIA

Автодилер «Мотор ленд» Евгения и Григория Катюшкиных, продающий KIA, Volvo, Jeep, Cherry и Nissan в Воронеже и Белгороде, запланировал экспансию в Санкт-Петербург. Воронежские бизнесмены обсуждают покупку местного автоцентра KIA «Открытая дорога». Он к началу 2018-го оказался на грани банкротства и потерял франшизу марки, которая есть у воронежской компании. Стоимость актива оценивается примерно в 100 млн руб. Несмотря на высокую конкуренцию на петербуржском рынке, эксперты склонны считать перспективную сделку удачной из-за стабильного роста продаж KIA как в Северной столице, так и во всей России.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Основной владелец «Мотор ленда» Евгений Катюшкин подтвердил „Ъ“, что компания рассматривает возможность покупки «Открытой дороги», но предпочел воздержаться от более подробных комментариев. «Компании продают люди. Сложно с уверенностью говорить о сделке, пока она не завершилась», — сказал господин Катюшкин. Более детально обсуждать приобретение он готов не раньше марта 2018 года. «Сделка — уже решенный вопрос», — уверен, впрочем, источник „Ъ“, знакомый с деятельностью «Открытой дороги».

Санкт-Петербургский дилерский центр KIA «Открытая дорога» на Ириновском проспекте продавал автомобили с 2006 года. Но с начала 2018-го у компании начались трудности. Она прекратила выдавать уже проданные машины клиентам, остановила работу и, по данным российского представительства бренда, перестала быть официальным дилером KIA.

Теперь «Открытая дорога» готовится к банкротству. В арбитраж Санкт-Петербурга к компании с начала 2018 года поступил иск о самобанкротстве и банкротный иск от ФНС. Но в обоих случаях суд начинать производство не стал. В сообщении о намерении инициировать собственное банкротство «Открытая дорога» назвала 12 контрагентов, которые могут стать перспективными кредиторами. В их числе СДМ-банк, несколько страховых организаций и сын совладельца компании Андрей Кузьмин.

По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Открытая дорога» было зарегистрировано в 2001 году, уставный капитал — 127,5 млн руб. Основной вид деятельности — розничная торговля легковыми автомобилями. Гендиректором выступает Петр Реутов. 85% ООО принадлежат кипрскому Stoddard holdings ltd, а остальные 15% — петербуржскому ООО «Трек» Андрея Кузьмина. Господин Реутов вчера воздержался от комментариев, сославшись на то, что является только управленцем. Господин Кузьмин ранее пояснял «Фонтанке», что в декабре компания оказалась не в состоянии расплатиться с импортером автомобилей. 2016 год «Открытая дорога» завершила с выручкой 520,2 млн руб. и чистой прибылью 342 тыс. руб.

Группа компаний «Мотор ленд» работает на автомобильном рынке с 1995 года. Является дилером KIA, Volvo, Jeep, Cherry, Nissan в Воронеже и Белгороде, а также продает автозапчасти и подержанные автомобили. По данным Kartoteka.ru, основное юрлицо ГК ООО «Сократ» зарегистрировано в 2002 году. Уставный капитал — 20 тыс. руб. Выручка в 2016 году составила 2,7 млрд руб., чистая прибыль — 187,3 млн руб. Генеральный директор — Евгений Катюшкин. Он владеет 51% ООО, еще 49% находятся в собственности его брата Григория.

В собственности «Открытой дороги», по данным Росреестра, остается здание площадью 1,8 тыс. кв. м и 5,7 тыс. кв. м земли под ним. Имущество заложено в СДМ-банке. С учетом этого стоимость актива может составлять 100–120 млн руб., считает гендиректор местного Агентства развития и исследований в недвижимости Андрей Тетыш, мнение которого приводит «Деловой Петербург». Если бы не залог, здание и земля могли бы стоить 700–900 млн руб., но в существующих условиях стоимость сделки может не превысить 100–150 млн руб., согласен аналитик «Алора» Кирилл Яковенко.

Покупка «Открытой дороги» воронежской компанией может стать удачным вложением из-за популярности марки, полагает директор аналитического агентства «Auto-dealer-СПб» Михаил Чаплыгин: «KIA не выходит из топ-5 брендов по продажам на российском рынке».

Как сообщили в компании KIA Motors Rus, по результатам 2017 года продажи бренда на российском рынке составили 181,9 тыс. автомобилей. Это на 21,6% больше, чем в предыдущем году. По собственной оценке, «рыночная доля бренда по итогам года позволила сохранить позиции самой популярной иностранной марки на российском авторынке». Самая продаваемая модель марки в России — компактный седан KIA Rio. За 2017 год было реализовано 96,7 тыс. автомобилей, рост составил 10,3%. Сильнее всего (на 104%, до 12,8 тыс. машин) за год выросли продажи седана D-класса KIA Optima.

По данным «Auto-dealer-СПб», за январь-ноябрь 2017 года в Санкт-Петербурге продажи KIA выросли на 16%, до 11,6 тыс. автомобилей. По данным KIA, в Северной столице работает еще 13 автосалонов официальных дилеров марки.

Сергей Калашников

Вся лента