Переломный момент

Медальные шансы сноубордиста Николая Олюнина уничтожил несчастный случай

Одна из самых печальных историй на Олимпиаде в Пхёнчхане произошла с российским сноубордистом Николаем Олюниным. Серебряный призер предыдущих Олимпийских игр в борд-кроссе был, кажется, готов к тому, чтобы снова добраться до подиума, но упал в полуфинальном заезде и сломал голень. А упавший вместе с ним француз Пьер Вольтье, оставшись невредимым, смог подняться, проскочить в финал и в нем защитить чемпионское звание. Из Пхёнчхана передает корреспондент “Ъ” Алексей Доспехов.

Из-за падения и перелома ноги в полуфинальном заезде Николай Олюнин лишился надежд на олимпийскую награду

Фото: Lee Jin-man, AP

Очутившись этим утром в Phoenix Snowpark, где на Олимпиаде соревнуются сноубордисты, невозможно было поверить, что накануне ветреную пхёнчханскую погоду проклинали все подряд. Сказочное было утро — солнечное, теплое, с искрящимся на склонах снегом. С запахом весны и чего-то хорошего, что вот-вот должно случиться со сборной России.

Четыре года назад Николай Олюнин был одним из откровений сочинской Олимпиады. Говоря «сноуборд», в России в то время подразумевали исключительно параллельный слалом — дисциплину, в которой у отечественных спортсменов уже были серьезные успехи. Российский слалом на той Олимпиаде благодаря дважды выигравшему золото Вику Уайлду и его супруге Алене Заварзиной, доехавшей до бронзы, действительно прогремел по полной. Но случился прорыв и в дисциплине, которая была для хозяйки Олимпиады загадкой. Борд-кросс, по-настоящему экстремальный жанр, предполагающий рубку на спуске шестерых мужчин, на сумасшедшей скорости преодолевающих виражи и препятствия в виде трамплинов, принес порцию славы Николаю Олюнину, в финале уступившему лишь французу Пьеру Вольтье.

Перед пхёнчханской Олимпиадой Николай Олюнин не сверкал. В текущем розыгрыше Кубка мира он держался довольно скромно, в призы не заезжал, но воспоминания о Сочи очень быстро приобрели актуальность. Олюнин в Пхёнчхане выглядел потрясающе — уверенно прошел квалификацию, потом гроссмейстерски, без единой помарки, выиграл и четвертьфинал, и полуфинал, играючи обставив высоко котировавшегося австралийца Алекса Пуллина. К полуфинальному заезду его уже невозможно было не наделить статусом фаворита.

Именно в полуфинале и случилась трагедия. Он был мощнейшим по составу, этот заезд — только знаменитые райдеры. И Николай Олюнин, вопреки обыкновению, не смог прямо со старта вырваться вперед, чтобы обеспечить себе более или менее спокойную жизнь. Надо было бороться за место под корейским солнцем, выбираться из арьергарда. Олюнин выбирался, выискивая лазейки, правильную траекторию. Очередной прыжок подтянул его вплотную к топ-тройке, то есть к квалификации в финал. И тут кто-то кого-то задел — и пошли падения: на самом деле ситуация в кроссе не такая уж редкая. Правда, в этом заезде упал не один человек, не двое, а сразу четверо — все, кроме везучих австралийцев Пуллина и Джаррида Хьюза. Единственным из четверки пострадавших, кому не удалось встать на ноги и самостоятельно добраться до финиша, был Олюнин.

То, что произошло что-то чрезвычайно серьезное, стало ясно сразу. Он лежал на трассе примерно четверть часа, прежде чем медицинская бригада эвакуировала спортсмена со стадиона. Вскоре из больницы пришло сообщение: вероятный диагноз — перелом голени. А штаб российской олимпийской делегации информировал о готовящемся протесте, хотя было хорошо видно, что протестовать особого смысла нет: специально и явно в Олюнина никто не въезжал. Федерация сноуборда России (ФСР) позже согласилась: да, намеренного контакта не было, просто несчастный случай. Особенно горький на фоне по-своему удивительной истории с Пьером Вольтье.

Вольтье был в числе соперников Николая Олюнина в том злосчастном полуфинале. Француз мчался рядышком с россиянином и тоже рухнул. Но, в отличие от Олюнина, травм Вольтье не получил, пристегнул борд к ботинкам быстрее австралийца Кэмерона Болтона и австрийца Алессандро Хеммерле и, уже сброшенный со счетов публикой, которая не видела деталей ЧП, кое-как добрался до финишной черты. Третьим — иными словами, финалистом.

Пьер Вольтье говорил, что пережил шок, жутко занервничал. И тут к нему подошел тренер и сказал: «Да успокойся, все, что могло плохого случиться здесь с тобой, уже случилось». В финале Вольтье рванул со старта, создал задел и ни разу не оказался в том положении, когда следует ждать какой-то пакости от жаждущих обогнать тебя противников. Они были слишком далеко.

Мужчины. Борд-кросс

1. Пьер Вольтье (Франция). 2. Джаррид Хьюз (Австралия). 3. Рехино Эрнандес (Испания).

Фотогалерея

Олимпийские кадры

Смотреть

Вся лента