Чистка старого серебра

предпринимательство

По мере роста числа пожилых в мире правительства различных стран задаются вопросом о том, как мобилизовать экономическую активность этой группы населения. В России доля пожилых уже сейчас составляет около 40% населения и будет расти на 400-500 тыс. ежегодно. В ходе Инвестиционного форума в Сочи экономисты и социологи обсудят, есть ли у россиян в возрасте 50+ потенциал для предпринимательской активности.

Предпринимательская инициатива очень многое видевших людей уже рассматривается как важный ресурс развития экономики в России

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

C экономическими сложностями из-за старения населения в ближайшие 20-30 лет столкнутся все без исключения страны "первого мира". Согласно прогнозу ООН, в ближайшие 20 лет будет происходить особенно быстрый рост глобальной численности лиц пенсионного возраста — их число удвоится, увеличившись почти на 600 млн, и превысит миллиард человек. Еще большими темпами возрастет число лиц старше 80 лет, к 2050 году их станет вчетверо больше. По сравнению же с, например, 1950 годом их численность к 2075 году возрастет почти в 50 раз.

Стремительный рост числа пенсионеров будет сопровождаться ускоряющимся сокращением численности лиц активного трудоспособного возраста, и уже через 20 лет численность первых должна превысить численность последних. Такой дисбаланс создаст спрос на дополнительную рабочую силу, а ее нехватка заставит искать пути активизации трудоспособности старшего поколения. На рынок труда начнут активнее привлекать инвалидов — за счет новых технических средств. Также можно предполагать развитие трудосберегающих технологий (в частности, робототехники), расширяющих возможности по уходу за пожилыми людьми.

В России сейчас доля людей старшего возраста (больше 65 лет) составляет 23,5% — это около 30 млн человек. Из-за "демографических изменений, приведших к увеличению продолжительности жизни", как ранее пояснял российский Минздрав, за десятилетие она выросла на 3% — с 20,5% в 2006 году. Число пожилых россиян зависит от региона: на востоке страны их доля меньше (22,5%), на западе — выше (24,5% и более).

Хотя наиболее значительный вклад в общую смертность приходится именно на пожилых людей (в 2006 году он составлял 67,3%, в 2011-м — 71,4%, а в 2014 году — уже 73,2%), в целом их здоровье улучшается. Такие данные ранее обнародовали аналитики лаборатории экономических исследований общественного сектора Высшей школы экономики. За последние 19 лет доля пожилых людей, оценивающих свое здоровье как плохое и очень плохое, сократилась с 40% до 30%.

Улучшение здоровья пожилых россиян является одной из причин роста их занятости — в ранних пенсионных возрастах (женщины 55-59 лет и мужчины 60-64 лет) меньше чем за 20 лет она выросла в полтора раза. Лишь у мужчин в возрастной группе 65+ уровень занятости не меняется (около 11-12%). Динамика отвечает международным тенденциям — по данным Международной организации труда (МОТ), с начала 2000-х рост занятости пожилых людей зафиксирован в наиболее развитых странах. Но РФ, как Великобритания и Канада, все еще находится в группе с невысоким уровнем трудовой активности пожилого населения — около 8% для всей группы старше 65 лет.

Причины относительно невысокой занятости пожилых в РФ обусловлены в том числе и низким возрастом выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 — для мужчин). Однако какое-то время после достижения пенсионного возраста сейчас продолжают работать около 32% россиян. Из тех, кто оставил работу после выхода на пенсию, 40% назвали причиной здоровье, а 20% — увольнение. Впрочем, в ближайшее время росту занятости пожилых будет способствовать еще один фактор — сокращение экономически активного населения. Только с 2008 по 2012 год его число снизилось на 800 тыс. человек.

Сейчас пожилые (люди от 60 до 64 лет) в два раза чаще заняты на предприятиях машиностроения, металлургии, энергетики, приборостроения, в компаниях по производству продуктов и непродуктовых товаров). Среди 60-64-летних работников больше дипломированных специалистов в области образования, здравоохранения, строительства и сельского хозяйства. Отметим, что пожилые и молодые работники не являются конкурентами на рынке труда, так как последние чаще работают в сфере торговли, финансов и IT. Поэтому возможное увеличение пенсионного возраста и, как следствие, рост занятости пожилых не повысят уровень безработицы молодежи и не ограничат возможности для ее трудоустройства.

Среди всех работающих пенсионеров в последние годы выросли доли тех, кто трудится в бюджетном секторе. Чаще всего это сфера образования, здравоохранения, науки, ЖКХ, военно-промышленный комплекс. Но при этом нередко пожилые люди работают либо без трудовых гарантий, либо на низкоквалифицированных должностях. Доля самозанятых пенсионеров в России минимальна — 2-3% от общего количества таких работников.

В то же время возможным препятствием для большего вовлечения пожилых в трудовую активность может быть эйджизм — наличие у работодателей устоявшихся предрассудков по отношению к таким работникам. Такое объяснение положению работников предложили эксперты Высшей школы экономики в своем исследовании, посвященном дискриминации пожилых. Так, сейчас сотрудники старшего возраста могут сталкиваться с дискриминацией в заработной плате. В развитых странах пик заработков приходится в основном на 45-59?лет, в то время как в РФ максимальную зарплату получают в 25-44?года, а у работников после 45 лет она в среднем ниже. Из-за дискриминации мужчины в этом возрасте зарабатывают на 15% меньше, чем представители более молодой группы (35-44 года). Женщин дискриминация настигает только с 55?лет, с достижением пенсионного возраста, и сокращает их заработки по сравнению с более молодыми коллегами на 16%. В самых старших возрастных группах по той же причине мужчины получают еще на 22% меньше (55-64 года), а женщины — на 20% (65-74 года). Для сравнения: в США аналогичные потери составляют только 2,5%.

Финансовая дискриминация в отношении пожилых подпитывается традиционными представлениями о них среди работодателей, которые, впрочем, не имеют научного подтверждения. Так, эксперты Высшей школы экономики утверждают, что, например, продуктивность сотрудников, выполняющих одинаковую работу, не связана с их возрастом. Молодые могут чаще отсутствовать на рабочих местах, нарушать технику безопасности, допускать аварии и увольняться по собственному желанию. Опровергается и мнение о том, что человек "в годах" плох здоровьем и не способен к обучению. "Пожилые работники сегодня более образованны — количество не имеющих среднего образования уменьшилось вдвое, а получивших среднее, среднее специальное или высшее практически в два раза выросло — и отличаются лучшим здоровьем, чем пожилые люди 20?лет назад",— замечают авторы исследования. Однако спокойной трудовой жизни у представителей "третьего возраста" по-прежнему нет. Результаты исследования показали, что за 1995-2013? годы занятость пенсионеров возросла только в госсекторе, на предприятиях со сравнительно низкими зарплатами (в сфере образования, здравоохранения, науки, ВПК). Работать же в частных фирмах в этот период удавалось немногим, и они оказались особенно уязвимы для урезания зарплаты "по старости".

Отметим, что возникновение такой сильной связи зарплаты и возраста сотрудника также обусловлено тем, что российские работодатели имеют больше возможностей для изменения зарплат, чем их зарубежные коллеги. На большинстве российских предприятий фиксированная часть оплаты труда, определенная трудовым соглашением, составляет у среднего российского работника не более 65%, а 35-40% — так называемая переменная часть, которую работодатель выплачивает на дополнительных условиях. Такая схема оплаты труда позволяет компаниям относительно легко изменять свои расходы, и поэтому для оптимизации издержек они прибегают именно к этому методу, а не к увольнению сотрудников. Последнее, будучи главным способом регуляции рынка труда в развитых странах, в России сильно затруднено как юридическими, так и неформальными запретами.

Таким образом, нынешнее положение пожилых работников на рынке труда РФ дает надежду на их инициативу в предпринимательской сфере в будущем. Если уровень их здоровья продолжит повышаться в то время, как предрассудки работодателей по-прежнему будут определять их зарплату, многим из них станет интересна самозанятость. Однако помимо трендов на рынке труда предпринимательский потенциал пожилых будет также определять уровень их финансовой и компьютерной грамотности. Последняя, впрочем, за последние десять лет выросла в несколько раз, особенно среди тех пенсионеров, кто проживает с родственниками--активными пользователями интернета. Что касается финансовых знаний, то в этой сфере, как и у большинства остальных россиян, уровень осведомленности пожилых является достаточно низким. Чтобы его поднять, правительству необходимо разработать для российских пенсионеров специальные образовательные практики.

Анастасия Мануйлова

Вся лента