«Свой "детский" период Ан-148 уже прошел, это надежный самолет»

Летчик-испытатель в эфире «Ъ FM» — о возможных причинах авиакатастрофы в Подмосковье

Самолет Ан-148 с 65 пассажирами и шестью членами экипажа разбился в Подмосковье практически сразу после взлета. О возможных версиях причин катастрофы ведущий «Коммерсантъ FM» Рамаз Чиаурели побеседовал в прямом эфире с летчиком-испытателем Александром Лавриковым.

Фото: AP

— Сразу же были выдвинуты предположения, что могли стать причиной крушения погодные условия, ошибка экипажа, техническая неисправность или даже столкновение с другим судном. Экстремальных погодных условий, как источники и представители разных служб заявляют, не было. Какая из версий может быть приоритетной?

— Будем исходить из того, что самолет упал всего лишь через две минуты после взлета — в этот момент, как правило, происходит уборка всей механизации, автоматическая перестановка стабилизатора. Как сообщается, обломки самолета разбросаны на расстоянии 1 км — это значит, самолет не падал отвесно, а как он после взлета шел в наборе высоты и перешел на снижение на большой скорости и с маленьким углом столкнулся с землей. Поэтому версия может быть: если его все-таки обработали жидкостью, то в процессе выруливания и взлета он, к примеру, набрал лет на крыло, и поэтому ему не хватило подъемной силы или управляемости стабилизатора перевести в дальнейший набор. И самолет практически неуправляемый, но, сохраняя свою устойчивость по пути, по крену, он просто столкнулся с землей с маленьким углом и как бы по касательной.

— То есть вы все-таки склоняетесь к версии человеческого фактора, причем не пилотов, а работников на земле, которые неправильно обработали самолет противоледным покрытием?

— Я эту версию просто привожу как вариант: возможно, он при выруливании, при взлете какой-то заряд набрал льда все-таки на крыло, на стабилизатор, и у пилотов не хватило управляемости самолета перевести его в набор. Я предполагаю, потому что разброс очень большой, значит, у него была скорость большая, оба двигателя работали. И второй вариант, который возможен, исходя из картины падения самолета — отказ в системе управления стабилизатором.

— А такие вещи проверяются перед вылетом?

— Да, они проверяются, но дело в том, что при уборке закрылков в полете после взлета происходит перестановка стабилизатора на углы управляемости с чистым крылом. Возможен такой вариант, что стабилизатор просто не перешел или его заклинило.

— Есть ли вариант, при котором могла произойти ошибка пилота?

— Возможен отказ в системе показателей на индикаторах у летчиков — такая катастрофа Ан-148 была в Воронеже: происходило занижение показаний скорости, летчики отдавали штурвал от себя, чтобы сохранить скорость. Не исключается и здесь, что был отказ. Приборы показывали летчикам уменьшение скорости, в условиях плохой видимости они давили штурвал от себя, чтобы разогнать скорость, а скорость была уже, в общем-то, довольно приличная, почему он и с маленьким углом, и на большой скорости столкнулся. Это отказ показателей скорости. Хотя у них стоит аварийный маленький приборчик, но могли и не обратить внимания. Такой случай был в Воронеже.

— Самолет был относительно новый, в эксплуатации находился восемь лет всего, для летной техники, я так понимаю, это вообще не срок. Что это за самолет, какие у него могут быть особенности?

— Ан-148 — это дальнейшее развитие самолетов Ан-72 и Ан-74. Это довольно-таки надежный самолет. «Детский» свой период он прожил и прошел. Два двигателя хороших у них, очень надежных, система управления автоматическая. Поэтому я приблизительно рассказал, какие там могли быть версии — обледенение или отказ в системе индикации скорости.

— Есть несколько очевидцев, которые утверждают, что слышали сильный грохот, причем этот грохот был не после падения самолета, а еще когда он находился в воздухе…

— Грохот они могли слышать, если, например, на взлете где-то самолет хватанул лед, то есть неустойчивую работу двигателя они могли слышать.

Вся лента