Таксомоторная компания «Асап» заехала в тупик

Из-за чего перевозчику грозит банкротство

Столичный рынок такси может потерять одного из крупнейших игроков. «ВЭБ-лизинг» просит признать компанию «Асап» банкротом, так как она не может расплатиться за машины. Автомобили изъяты, а многие водители уволены. Что произошло? И как возможное банкротство скажется на рынке? Разбирался Иван Корякин.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

В конце 2017 года федеральные телеканалы показали «кладбище такси» — сотни припорошенных снегом желтых автомобилей на огромной стоянке в районе Третьего кольца. Это и есть автопарк компании «Асап», которая работала на рынке под брендами Grandee (как перевозчик VIP-клиентов) и «Такси Nexi».

Всего, по данным столичного департамента транспорта, у «Асап» почти 3 тыс. машин. Их большая часть изъята за прекращение лизинговых платежей. Сам должник теперь близок к банкротству — компания «ВЭБ-лизинг» уже обратилась в Арбитражный суд.

Проблемы у перевозчика начались гораздо раньше. Еще в прошлом году на сайтах отзывов таксисты писали о невыносимых условиях и оставляли, например, такие сообщения: «Чтобы заработать, надо жить в машине».

Водитель Анастасия вообще собирается подавать в суд на «Асап», так как не получает декретные выплаты: «В отпуск по беременности и родам я уходила с открытой душой из прекрасного места и думала вернуться. А потом наступил ноябрь, и декретные деньги мне не пришли. С сентября нам говорили: "Мы банкроты, мы банкроты, мы банкроты". Между тем, компания "Асап" продолжала работать на рынке. Неожиданно нам пришли деньги в январе, правда, с оговоркой, что это последние выплаты и больше их не будет».

Иски подают не только водители, но и агрегаторы, с которыми «Асап» также не может расплатиться. Так, «Яндекс. Такси» требует от компании 57 млн руб., сообщил пиар-директор агрегатора Владимир Исаев: «Ранее мы выплатили компании аванс за рекламные услуги, за брендинг автомобилей логотипом "Яндекс. Такси". Услуги были оказаны не в полном объеме, и договориться о возврате остатка средств мирным путем не удалось, поэтому мы действуем через суд».

«Асап» не найти в реестре перевозчиков — есть только ее структуры. Собеседники «Коммерсантъ FM» поясняют, что многие игроки не работают как перевозчики в чистом виде, а берут машины в лизинг и сами сдают их в аренду, зарабатывая на разнице.

В 2016-м выручка «Асап», компания-владелец которой зарегистрирована на Сейшелах, составила 1,3 млрд руб., но потом деньги куда-то пропали. Впрочем, на рынке такая ситуация никого не удивляет, отметил заместитель председателя профсоюза «Таксист» Андрей Попков: «У них там была криминальная система, это говорилось везде, со всех площадок. Насколько мы знаем, автомобили "Асап" попадали в ДТП, после чего выяснялось, что у них "левые" страховки. Кроме того, там давали автомобили в аренду физлицам, что запрещено законом. Вот компания, скорее всего, и погорела на этом».

Уход такой крупной компании на столичном рынке такси, впрочем, никак не скажется, полагает президент Московского транспортного союза Юрий Свешников. Игроков, по его словам, и так много: «Конечно, не 75 тыс. машин по Москве ездит. Но речь точно идет о тысячах 50. Примерно такое же количество, наверное, работает и в Подмосковье, поэтому рынок такси сегодня чуть-чуть избыточен. Можно позвонить любому агрегатору, и минуты через две-три придет машина».

По словам собеседников «Коммерсантъ FM», «Асап» покинули не только сотни водителей, но и само руководство. И если судьба компании уже не вызывает вопросов, остается неясным, где искать пропавшие деньги.

Иск против группы «Асап» также подал агрегатор Gett — на 190 млн руб. Сама компания не смогла предоставить «Коммерсантъ FM» оперативный комментарий.

Вся лента