Пассажиров отключили от агрегаторов

Московские таксисты снова воспользовались непогодой, чтобы заработать

Пассажиры аэропорта Домодедово жалуются в соцсетях на местных таксистов. В ночь на понедельник они массово отключились от приложений—агрегаторов заказов, соглашаясь перевозить клиентов только за наличные по завышенным в три-четыре раза ценам. Выбора у граждан по сути не было, так как заказать машину через интернет они не могли. В компаниях-агрегаторах информацию о проблемах с заказами не подтвердили. Эксперты говорят, что может иметь место монопольный сговор между таксистами, но его нужно будет еще доказать.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

«Прилетев сегодня (в ночь на 5 февраля.— “Ъ”) в Домодедово, я и еще человек сто грустно смотрели в экраны своих мобильных телефонов,— написала в Facebook Яна Карпенко.— Тщетно пытаясь воспользоваться услугами "Яндекс.Такси", Uber и Gett, через час прибегли к старому доброму вызову такси по телефону. И о чудо! Через пять минут и за тысячу рублей машина приехала!» В похожую ситуацию попал и корреспондент “Ъ”: поиск такси с помощью приложения заканчивался сообщением «нет свободных машин», при этом на выходе наблюдалось столпотворение такси, водители которых предлагали довести пассажиров за 3–5 тыс. руб. (фиксированная цена поездки из аэропорта при заказе через приложение начинается от 850 руб.). По данным “Ъ”, такая ситуация наблюдалась в аэропорте вплоть до 05:00 5 февраля.

В агрегаторах ситуацию не подтверждают. «Приложение работает в обычном режиме, никаких сбоев не было,— сообщил в Facebook представитель "Яндекс.Такси" Дмитрий Волков.— Если попались водители, запрашивающие такие суммы в конкретной поездке, расскажите мне в личке, пожалуйста, буду разбираться и все проверю». В пресс-службе Gett “Ъ” заявили, что «жалоб со стороны пользователей о невозможности уехать из аэропортов не поступало, однако компания будет проводить проверку, были ли случаи отказа от заказов со стороны водителей и чем эти отказы были обоснованы».

Из-за погодных условий увеличилось время подачи и спрос на услуги, в результате часть граждан могли отказываться от заказов, уточняют в компании.

При этом в Gett “Ъ” заверили, что процент выполненных заказов в ночь на воскресенье не менялся. Uber зафиксировал «резкий скачок заказов вчера ночью в аэропорту Домодедово», рассказала “Ъ” директор по коммуникациям компании Ирина Гущина, при этом из-за плохой погоды свободных машин на линии было меньше, чем обычно. «Эти два фактора привели к тому, что не все пользователи смогли вызвать автомобиль,— говорит она.— Стоит также отметить, что из-за снегопада во всех районах Москвы вчера отмечался повышенный спрос на поездки с Uber».

Источник “Ъ” в одном из крупных агрегаторов добавляет, что компании сейчас активно борются с мошенническими схемами, когда таксист берет заказ через приложение, а потом, отъехав недалеко от места посадки, отказывается от заказа под каким-либо предлогом (например, из-за проколотого колеса или поломки), предлагая пересесть в другую машину, оплатив поездку наличными. В этом случае, говорит собеседник “Ъ”, агрегатор теряет комиссию (если клиент отказывается от поездки, нажав соответствующую кнопку в приложении), но при этом продолжает нести ответственность за перевозку пассажира.

Фотогалерея

Как выглядят столица и Подмосковье после снегопада

Смотреть

Президент московского транспортного союза Юрий Свешников не видит в произошедшем в Домодедово серьезного нарушения. Таксист, поясняет он, будь то индивидуальный предприниматель или нанятый водитель, работающий в частной компании, может в любой момент выключить приложение и брать заказы любым иным способом. Тарифы при этом могут как трансферные (например, от аэропорта-вокзала до города), так и привязанные к расстоянию-времени, говорит господин Свешников, порядок их применения законодательством строго не регулируется.

Однако строго юридически, если машина принадлежит юридическому лицу-перевозчику, а не ИП (об этом можно узнать из разрешения на работу таксиста), то клиент может позвонить в диспетчерскую, чтобы сравнить озвученный тариф с ценой, установленной компанией.

«Но обычно никто не проверяет»,— говорит Юрий Свешников. Несколько лет назад, рассказывает он, был случай, когда таксисты предлагали клиентам доехать до аэропорта за «триста» (300) руб., а по приезде выяснялось, что речь шла о «три сто» (3100) руб., и пассажирам приходилось платить. По его словам, цены на услуги такси, как правило, поднимаются во время непогоды, под Новый год и в другие «сложные» периоды: это нормальная практика для рынка перевозок.

«Федеральная антимонопольная служба проведет расследование обстоятельств в случае поступления в антимонопольный орган соответствующих заявлений от граждан или появления публикаций в СМИ»,— сообщили “Ъ” в пресс-службе ФАС России.

В теории антимонопольная служба может доказать факт ценового сговора между таксистами в аэропорте Домодедово, считает первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. «3–5 тыс. руб.— это все-таки неадекватная, нерыночная цена, ФАС за это может очень серьезно наказать, особенно если будет доказано, что клиенты не имели доступа к таксистам, предлагавшим более низкие расценки,— говорит он.— В аэропортах, как правило, цены вообще на все товары-услуги в два-три раза дороже по какой-то причине, и на это антимонопольная служба неоднократно обращала внимание».

Как пользователи жаловались на сговор перевозчиков

ФАС России считает обоснованными жалобы пользователей онлайн-агрегаторов такси на высокие цены на поездки в преддверии Нового года. Стоимость поездок вырастает автоматически из-за резкого роста числа заказов, но затем всегда снижается, настаивают в самих сервисах.

Читать далее

Иван Буранов

Вся лента