"Каждый день мы должны искать нестандартные решения"

Экспертное мнение

В этом году в Санкт-Петербурге завершится строительство "Лахта-центра". Проект, который называли невозможным, постепенно обретает окончательный облик. Исполнительный директор "Лахта-центра" Александр Бобков в беседе с корреспондентом BG Агатой Марининой подводит предварительные итоги проделанной работы и размышляет о будущем комплекса после его открытия.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

BUSINESS GUIDE: На строительной площадке сделано все, что должно было произойти к этому моменту? За период реализации проекта менялась экономическая ситуация, возникали политические риски, появлялись опасения по поводу реализации конкретных проектных решений.

АЛЕКСАНДР БОБКОВ: Пик строительства комплекса пришелся на лето прошлого года. Это касается и темпов, и объемов. Несмотря на все негативные внешние факторы, нам удалось удержаться в графике, и сейчас ход реализации проекта ему соответствует. Иными словами, все задачи, которые перед нами стояли, к настоящему моменту мы решили. За 2017 год возведено 50 этажей башни, закончены работы по возведению конструкций многофункционального здания и готовы основные металлоконструкции арки главного входа. Внешний облик комплекса близится к завершению.

BG: И виден архитектурный замысел. Вы довольны результатом?

А. Б.: На старте проекта идея строительства совершенно нестандартного здания с уникальной геометрией воспринималась многими специалистами скорее прожектом, а не проектом. Участники международного конкурса на проектирование утверждали, что выбранная концепция, безусловно, достойная и красивая, но критически сложна в реализации. Задача на старте казалась невыполнимой и с точки зрения строительных процессов: закрученная форма, отрицательные углы наклона, гигантские безопорные пролетные арки, сотни тысяч квадратных метров сложнейших фасадных конструкций... И все это на ветру и на высоте птичьего полета.

Сейчас мы уже наблюдаем захватывающее воплощение архитектурного замысла. При этом, хотя мы и близки к завершению, это пока все еще контуры, набросок. Говорить об окончательных результатах можно будет чуть позже. В этом году нам предстоит закончить монтаж элементов фасада, демонтировать вертикальное крановое оборудование, завершить монтаж и пусконаладку инженерных сетей, провести благоустройство и ввести объект в эксплуатацию.

BG: Самое сложное позади?

А. Б.: В нашем случае никогда нельзя ответить на этот вопрос однозначно. Основной объем работ реализован, но впереди очень сложный элемент — окончание башни. На экстремальных высотах (высота башни составляет 462 метра.— BG) самые простые задачи становятся трудновыполнимыми. Металлические элементы изготавливаются в четырех странах, а чтобы увенчать комплекс шпилем, один из кранов должен зайти на высоту в 500 метров. Невероятно сильно влияет погода. Подъемные крановые механизмы оснащены системой защиты. Они не могут функционировать при скорости ветра свыше пятнадцати метров в секунду. К слову, такой ветер на высоте более 300 метров у нас практически каждый день. 180 дней в прошлом году были отмечены штормовыми предупреждениями.

Не скрою, иногда с первого взгляда простая задача на деле оказывалась сложноразрешимой. Фактически каждый день мы должны искать нестандартные решения. Только так нам удается, не отступая от первоначального архитектурного замысла, быть уверенными в том, что проект будет реализован в срок.

BG: Подрядчики часто отказывались от участия в поиске нестандартных решений?

А. Б.: Архитектура здания настолько сложна, что некоторые опытные и профессиональные производители, в частности фасадных конструкций, отказывались от участия в проекте после детального погружения в проект. Они не были готовы к требуемым срокам и качеству. Приходилось начинать поиск сначала. Наша конструкция не имеет стандартных элементов, все они индивидуальны. Производители же предпочитают тиражированные изделия. В нашем случае нельзя произвести даже мини-серию, отработать технологию и зарабатывать повторением производства конструктивного элемента.

Все три с половиной года активного возведения комплекса мы фактически проверяем принцип индивидуального подхода к каждому элементу, который был заложен в идеологию проекта. И к нынешней стадии стало ясно, что не боги горшки обжигают. Если к сложным задачам подходить с должным уровнем подготовки и максимально системно, то возможно воплотить в жизнь самую невероятную идею.

BG: Проект будет готов к октябрю 2018 года?

А. Б.: В октябре комплекс должен быть сдан в эксплуатацию. С ноября начнутся отделочные работы у будущих обитателей комплекса. А еще примерно через год ожидается начало повседневной, насыщенной и очень разнообразной жизни нашего мегакомплекса.

BG: Открытие общественных зон запланировано параллельно с деловым центром?

А. Б.: Да, именно так, мы рассчитываем, что общественные зоны станут доступны для петербуржцев и гостей города в 2019 году. С точки зрения наполнения общественными функциями проект не изменился. Наиболее посещаемой, по нашим прогнозам, будет смотровая площадка на высоте 360 метров. Сама возможность увидеть наш прекрасный город с небывалой высоты будет привлекать сотни тысяч посетителей. Вторая, не менее привлекательная общественная зона — планетарий, оснащенный самым современным оборудованием и позволяющий увидеть миллионы звезд. Концертный зал-трансформер, по замыслу, будет наполнен самыми разнообразными мероприятиями круглый год. Кроме того, в проекте предусмотрены открытый амфитеатр, обращенный к воде, и две набережные.

В проекте "Лахта-центр" предусмотрен и детский научный центр, который, по задумке, должен стать чем-то совершенно небывалым. Надеемся, что в скором времени замысел удастся воплотить, и он станет отдельной, необычной точкой притяжения. Где, как не в уникальном комплексе рядом с глобальной, передовой с точки зрения технологий и инноваций, корпорации прививать подрастающему поколению интерес к знаниям и научным достижениям?

BG: Как будет осуществляться управление комплексом?

А. Б.: Сейчас мы находимся на стадии выбора модели управления и формирования профессиональной команды. Стараемся не изобретать велосипед, а изучить и адаптировать к нашему проекту самый передовой и эффективный мировой опыт. Эксплуатация такого комплекса — отдельный вызов, которым мы занимаемся еще со стадии возведения конструкций. Невозможно закончить и одномоментно передать такой гигантский объект, это поступательный процесс плавного перехода от стадии строительства к стадии эксплуатации, таким образом это и реализуется.

BG: То есть в управлении комплексом будут участвовать специалисты, которые его строили?

А. Б.: Процесс формирования команды для будущей эксплуатации идет эволюционным способом. Часть специалистов, работающих над созданием объекта, наиболее осведомленных и опытных, несомненно, будет привлечена на последующих этапах.

Формирование команды как для строительства, так и для будущей эксплуатации уникального проекта — это отдельная сложная задача, и в нашем случае, в определенной степени, тоже эксперимент. Обычно все ориентируются на прошлый успешный опыт. Но в нашем случае такой подход был невозможен. Аналогичного опыта в нашем городе нет, даже в стране он только приобретается. И какое-то время нам приходится находиться в зоне риска принятия неправильных решений, в основном делая ставки на перспективных специалистов, желающих развиваться и получать этот уникальный опыт. Теперь же мы можем констатировать, что в подавляющем большинстве случаев мы не ошиблись. Как подтверждение — часть нашей команды уже получает предложения включаться в другие мегапроекты, в том числе и за пределами России.

BG: Весь период строительства сопровождается прогнозами о перспективном развитии соседних территорий, стимулом для которого станет ввод комплекса. Вы уже отметили свое положительное влияние на эту часть города?

А. Б.: Конечно, как будущие жители мы заинтересованы в том, чтобы вокруг нас продолжалось развитие и цвел "город-сад". Но стоит напомнить, что когда рассматривались локации для реализации проекта, то Приморский район был выбран неслучайно. Активное развитие этой часть города было запланировано до нас. Все инициативы, которые были уже заявлены к старту проекта, по большому счету сейчас реализовались или находятся в процессе реализации.

Что касается будущего территорий, то в силу градостроительных ограничений развитие здесь может быть только спокойным. Правила землепользования и застройки достаточно жестко регламентируют дальнейшее строительство. Кроме того, севернее комплекса расположен Юнтоловский заказник, хозяйственная деятельность в котором практически исключена. В связи с этим мы ожидаем успешного окончания заявленных ранее соседних проектов и в большей части развития транспортной инфраструктуры, чем жилищной или коммерческой застройки в непосредственной близости от "Лахта-центра". Будем активными наблюдателями за разумным развитием прилегающих территорий, агитируя как город, так и частных инвесторов проявлять больше инициатив по реализации новых интересных проектов.

Вся лента